Весна, кажется, лучшее время, чтобы ходить в российский театр. Каждую осень в Москве случается фестивальный припадок — и все идут смотреть иностранцев. Весной же дозревают местные художники, а «Золотая маска» выкатывает гигантскую программу из регионов — в ней, если покопаться, всегда есть уникальные вещи. Театральный критик Ольга Тараканова составила подборку достойных внимания спектаклей о том, как жить в России: тут и дискотека под советские песни, и документальные истории про сексуальность, и разговор о расизме.

Театр Post в Москве

Дмитрий Волкострелов, основатель петербургского Театра Post, в январе стал худруком Центра имени Мейерхольда. С одной стороны, Волкострелов — аккуратный и тонкий художник, у которого одинаково органично получается и исполнять американских композиторов-минималистов, и читать со сцены древнерусские берестяные грамоты, и делать вдумчивые актерские спектакли по политическим пьесам.

С другой — все ждали, что ЦИМ возглавит нынешний директор театра Елена Ковальская, которая семь лет работала заместителем прежнего худрука Виктора Рыжакова и курировала всю поисковую часть программы. Но полностью довериться женщине, да еще и с острой политической позицией, московский департамент культуры не смог. Это расписной патриархат, и когда-нибудь он исчезнет. А пока можно смотреть набор спектаклей Волкострелова.

Сейчас в Москве на «Золотой маске» покажут его «Соседа» — вроде как про отношения России и Беларуси, хотя по сюжету про двух соседей по даче, и «Хорошо темперированные грамоты». И в ЦИМе — диптих из «Двух перстней» и «Диджея Павла» по пьесам-плейлистам.

Где: ММОМА, Центр имени Вс. Мейерхольда, «Винзавод»
Когда: 11–12 марта («Сосед»), 13 марта («Диджей Павел» и «Два перстня»), 14–15 марта («Хорошо темперированные грамоты»)
Сколько: 1 200–3 000 рублей

«Лунная Масленица»

Белорусский драматург Павел Пряжко, известный по пьесам-фотоальбомам и пьесам-плейлистам, написал дико смешной текст для самых маленьких. Главные персонажи тут Таня и Дима — восторженные эмбрионы, которые обожают своих родителей прямо из живота матери. Потом они становятся решительными подростками, которые отправляются в космос вытащить маму и папу из рук коварного Лунного Жира. Мама и папа на Луне добывают элитный сыр и работают почти без выходных.

Спектакль поставил Филипп Григорьян, дело происходит в монументальном Дворце на Яузе, который на время ремонта арендует Театр на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова. Лучшее постановочное решение режиссера и художника — гигантская плюшевая гусеница с писклявым голосом, ростовая кукла из карикатурного ТЮЗа, которая оказывается волшебной помощницей Тани (лучшая шутка в пьесе, соответственно, про то, что у мальчика в помощниках умный робот, а у девочки плюшевая гусеница). Самое сомнительное постановочное решение — коварный, несчастный и непонятый Лунный Жир в образе карикатурной дрэг-квин.

Где: Театр на Малой Бронной во Дворце на Яузе
Когда: 15, 22, 25 и 28 марта, 5 и 26 апреля
Сколько: 200–1 200 рублей

«Искусство действия»

Кураторка Дарья Демехина собирает видео заметных перформансов, которые российские художники ставили вне Москвы, и предлагает смотреть их бесплатно на большом экране вместе с «Москино», а в перспективе и с кинотеатрами по всей России. Уже показали ораторию «Огни Урала» с прошлой Уральской биеннале. В ближайших планах — «Пролетайте и соединяйтесь» Анны Козониной, Анастасии Дмитриевской и Антона Рьянова с заброшенного нижегородского стадиона «Водник».

Где: кинотеатр «Салют»
Когда: 17 марта
Сколько: бесплатно

«Съезд современного танца»

Вообще это мероприятие для профессионалов из индустрии. Целых четыре дня дискуссий и воркшопов с фокусом на насущном вопросе: как продюсировать современный танец, если сейчас в этой области рождаются самые свежие художественные идеи, а бюджетов почти нет?

Непрофессионалов могут заинтересовать две позиции в программе — фестиваль практик и шоукейс. На фестивале практик танцхудожники будут на пальцах, спинах и ступнях показывать, чем они занимаются в студиях: как дышат, лежат на полу, перепридумывают йогу, тай-чи и медитацию, учатся ловить незаметные импульсы-позывы к движению, то есть развивают телесный, а не вербальный интеллект. Судя по составу участников шоукейса, можно будет в сжатые сроки посмотреть все важное, что появилось в новом танце за последние пару-тройку лет.

Где: Новое пространство Театра наций
Когда: 26–29 марта
Сколько: 3 000 рублей

Лаборатория движения «6 квадратных метров»

Это тоже телесные практики, но в формате регулярной лаборатории на базе библиотеки Некрасова. В ней существует четыре направления, каждое проходит в формате открытых занятий. Первое — курс Германа Строганова, посвященный замедлению и заземлению: участники молча перебирают рис и не отрываясь смотрят на свои отражения в зеркале. Второе — «Снить» Анны Цедик — исследует сны. Третье — Female Gaze on the Future Алены Папиной, и это про присвоение маскулинности женскими телами. Четвертое — занятия Ню Симакиной, на которых каждый по-разному поет караоке.

Где: Библиотека имени Н. А. Некрасова
Когда: каждую неделю
Сколько: бесплатно

«Опус ДНК»

Основатель биоарта Эдуардо Кац 20 лет назад придумал схему, по которой любой текст можно перевести в код ДНК: сначала он пользовался азбукой Морзе, а потом из сочетаний точек и тире переходил к кодонам. Драматург Екатерина Августеняк воспользовалась этой схемой, чтобы рассказать о болезненных отношениях матери и дочери. В ее пьесе восемь глав, которые состоят из чувственных и узнаваемых отрывков, точнее — даже обрывков: «ты уже хрипишь, я же слышу», «осторожно: люди не поймут/осторожно: в дворники пойдешь», «нет, я не приеду на праздники». Каждый обрывок переведен в код ДНК, а потом еще во что-нибудь: в продукты, в предметы мебели, в названия тканей. Получился мир, в котором свободно плавает все то, что нас окружает и иногда как будто случайно собирается в ассоциативные кластеры.

В спектакле, который поставила сама Августеняк вместе с молодым композитором Олегом Крохалевым, пятеро актеров в белых рубашках исполняют эту пьесу как партитуру. На экране в это время бежит сине-зелено-фиолетовая проекция кода. Необязательный и ненавязчивый спектакль не просто представляет интеллектуальную конструкцию, а иногда бьет в эмоции, что большая редкость для российского театра.

Где: Центр имени Вс. Мейерхольда
Когда: 27 апреля
Сколько: 1 200 рублей

«Пастораль»

Четыре героя-любовника, которые в режиме реального времени вытягивают одну за другой 60 карточек и исполняют задания с них. В основе карточек — материал от советского романтического кино до цитат из порно и работ трансгендерного философа Поля Пресьядо.

Где: площадка «8/3»
Когда: 31 марта
Сколько: 500 рублей

«ЛАВ (летучие ароматические вещества)»

Первый в России ольфакторный (обонятельный. — Прим. ред.) спектакль. Главное средство воздействия здесь — запахи. И режиссерка Элина Куликова разложила их в до смешного театральную историю. В ней зрители страница за страницей перелистывают индивидуальные альбомы с парфюмерными образцами. Альбомы разные, запахи ранжируются от кофе и леса до больницы, но в целом, кажется, история про смерть: в финале все пространство заполняет запах свечного воска.

Где: Центр Вознесенского
Когда: 5 апреля
Сколько: неизвестно

«Лилит»/«Одуванчики»

Два сильных танцсоло из регионов в программе «Золотой маски». «Лилит» — про первую, по библейским легендам, женщину на Земле, работа компании Solyanka Dance Project из Кирова. «Одуванчики» — про личный опыт службы в ВДВ, поставил и исполняет Денис Чернышов из Челябинского театра танца вместе с танцдраматургом Татьяной Гордеевой. Это, видимо, к тому, что мужчинам тоже открываются так себе возможности.

Где: Центр имени Вс. Мейерхольда
Когда: 2 апреля
Сколько: 1 500 рублей

«Аллюки»

Это опера на шорском, тувинско-таджинском, челканском, долганском и еще русском жестовом языках, сделанная казанским режиссером Туфаном Имамутдиновым в центре «Инклюзион». Те, кто смотрел «Аллюков», говорят, что работа мощная, в лучшем смысле сдержанная и явно не спекулирует на нарядно-экзотических образах ни особых людей, ни умирающих тюркских языков: здесь только пустое пространство, хор в несколько десятков человек и пять стихотворений татарского классика Габдуллы Тукая в переводах, ни один из которых зрителям со знанием русского и английского не понятен.

Где: Исторический музей
Когда: 4 апреля
Сколько: неизвестно

«Покорность»

«Покорность» Мишеля Уэльбека, с одной стороны, мощно разгоняет политическое воображение: события романа происходят во Франции 2022 года, где благодаря поддержке социалистов кандидат-мусульманин выиграл президентские выборы у представителя правого фронта. С другой — автор все-таки исламофоб, чего не скрывает, и поэтому относиться к дистопическим картинам нужно с долей скепсиса.

Что интересно, в Театре наций «Покорность» ставит Талгат Баталов, татарин родом из Ташкента, который параллельно репетирует в ЦИМе «Алдара» Олжаса Жанайдарова — про дискриминацию мигрантов из Средней Азии в России, и играть в спектакле будут только актеры с опытом миграции. Но про «Покорность» Баталов говорит следующее: «Мы все можем встать перед выбором какого-нибудь повального крещения, принятия мусульманства или чего угодно другого: конфессия неважна. Главное, если ты не с нами, значит, ты против нас. Какая религия в данный момент приходит к власти — не суть важно, а важно то, что все прежние ценности будут нивелированы». Это не обещает какого-то внимательного и уважительного исследования межкультурных взаимодействий, но все-таки — вдруг?

Где: Театр наций
Когда: 10–11 марта
Сколько: неизвестно

«Я и Фрида»

Тоже спектакль о проблемах миграции, но в совсем другом жанре — это театральный автофикшн. Про автофикшн в последние лет пять нон-стоп говорят в литературе, где авторы больших романов вроде как перестали придумывать героев и события, а начали документировать свою жизнь в мельчайших подробностях (почитайте про «Мою борьбу» Карла Уве Кнаусгора). При этом писатели отказались от лейбла «документальный роман» — то есть вроде все правда, но, может быть, и не совсем.

Так вот, в спектакле «Я и Фрида» актриса и авторка идеи Наргиса Абдуллаева тоже рассказывает историю свою, но и не свою. Она переехала в Москву из Ташкента. В Ташкенте была звездой театра «Ильхом» — первого в СССР независимого театра, где режиссер Марк Вайль ставил удивительные чувственные спектакли и притом часто рассказывал истории гомосексуальных отношений (вероятно, за это и был убит в 2007-м на подходе к своему дому). В Москве кастинг-директора сообщили, что играть с восточной внешностью придется в основном террористок — но и таких ролей не то чтобы много. Зато и в Узбекистане, и в России ее все время сравнивали с Фридой Кало.

Спектакль балансирует между документальными личными историями и игрой во Фриду, про которую в последнее время из каждого утюга, но тут крайне обаятельно, в какой-то нарочито детской иронии. А может, не в детской, а в суфийской — эта исламская мистическая традиция культивирует вот такой особый тип юмора, и авторке эта традиция не чужда.

Где: «Театр.doc»
Когда: 13 и 22 марта
Сколько: 1 500–2 000 рублей

Рубрики: СМИ о нас

Размер шрифта