Все роли в спектакле «Здесь больше, чем просто селёдка» исполняют незрячие и слепоглухие актеры. И это необычный для «Инклюзиона» опыт: в прочих спектаклях на сцену выходили также актеры зрячеслышащие, профессиональные, постоянно выступающие в театрах. 

Шестеро героев были выбраны в результате открытого кастинга. Хотя режиссер Туфан Имамутдинов предпочитает не называть это кастингом: мы объявили о наборе в труппу спектакля и со всеми желающими долго беседовали. На встречу пришли очень много людей: незрячие музыканты, блогеры, художники, спортсмены, педагоги, музейные работники, литераторы, студенты. Многие из них — люди, которые никогда не выходили на сцену. И многие остались с нами, несмотря на то, что в труппу спектакля не прошли — они стали студентами московских Инклюзион.Школ.

Перед премьерой мы попросили участников спектакля рассказать о себе. Вот что получилось.

 

Роман

Меня зовут Роман и я живу театром. В театре нет границ. Нужно только верить в себя и идти. Люди просто не знают, что они на самом деле могут, поэтому не делают этого. 

Театрального образования у меня нет, но я хочу его получить. Есть среднее техническое и высшее, а вот театрального нет. 

Я играю в театре “Внутреннее зрение” , а год назад я пришел в школу “Инклюзион” для того, чтобы повысить свои навыки для дальнейшей работы. Я работал секретарем и мне нравилось работать с бумагами, но в итоге театр взял верх. Теперь танцую, играю, пробую петь. 

Я увлекаюсь спортом. Люблю слушать, смотреть, участвовать. Очень нравятся экстремальные виды спорта, люблю кататься на всем, что катается. Вот сейчас хочу заняться дайвингом, попробовать, что это такое. Очень хочу найти человека с похожими увлечениями и чтобы у нас все получилось. 

А ещё я думаю, главное, чтобы спектакль был хороший, а видит актер или нет — в сущности, нет никакой разницы. 

 

Александр

Я родился на севере Свердловской области, в небольшом городке. Летом. В простой рабочей семье: родители работали на угольном разрезе. С детства я увлекся футболом, горел этим. У нас во дворе было три полных команды по 11 человек, моих сверстников.  И в будущем я видел себя только футболистом, причем высокого класса. 

Когда стало падать зрение — это было очень серьезное изменение в жизни. В футбол я уже не мог играть. Ну то есть я пробовал, но.. Я реально подходил к вещам — великим футболистом я уже не стану, никакого Пеле из меня не получится. Пришлось пересматривать всё. В конце концов я попал в среду людей с инвалидностью по зрению, но так как я к спорту тяготел, то и там пытался заниматься разными видами спорта. 

Наиболее преуспел я в шахматах. Я играл в сборной СССР, России, посетил несколько стран, международные турниры. И так как я привык к командной игре, я все время занимался общественной деятельностью,  участвовал в каких-то мероприятиях, что-то организовывал. Один из наших активистов подсчитал, что мы несколько тысяч мероприятий провели, в том числе международные турниры с участием нескольких стран. Видимо, я все время искал что-то такое что могло заменить футбол, подсознательно.  

Когда я пришел на кастинг, сразу сказал, что я особо нигде не играл, основательного интереса к театру у меня не было. Но я очень любил танцевать. Всегда хотел начать, но почему-то не получалось. И вдруг наш хореограф, Марсель, меня спросил: можете ли вы танцевать под классическую музыку? Я сказал  — без проблем. Это, конечно, не то, что показывают в балете, на сцене, но это — мой танец. 

Со школьного возраста меня интересовали вопросы смысла жизни. Получается, что в основном человек ест, спит и ничем особо не отличается от животного. Куда-то в эту сторону я думал постоянно, оценивал, туда ли я иду.  Со временем у меня получилось ответить на все мои вопросы.

В какой-то момент начал замечать, что в личных соревнованиях очень трудно  побеждать. Стремишься быть первым, куда-то идешь, бежишь. А если играешь за команду — это легко, весело, мы побеждаем играючи. Постепенно я пришел к выводу, что человек приходит на землю сделать что-то своё. То, что только он один может, за этим он и пришёл. И я перестал стремиться быть первым, хотя раньше был заточен только на это. Вот, пожалуй, и всё. 

 

Наталья

Зовут Меня Наталья. Родилась я не в Москве, в Абхазии. В Москву мы переехали, чтобы я могла учиться, так и вышло: я училась в школе для слепых детей. Долгое время работала корректором, редактором в типографии. 

Знакомство с театром началось со школы: там был театральный кружок, хороший хор, много художественной самодеятельности. Я уже играла в спектаклях, и на сцене, и в звукозаписывающей студии: мы создавали радиоспектакли. Люблю книги, музыку, путешествия, постоянно ездим на экскурсии всевозможные. 

Я услышала про школу “Инклюзион”, и стала в ней заниматься. Оказалось, что это серьёзная программа — пластика, вокал, актерское, образовательные лекции. Занятия в школе позволяют сильно повысить свой уровень как актера, это очень ценно. 

Одновременно с этим я узнала о готовящемся проекте спектакля по Брейгелю. Сейчас очень много всего, разных театральных новшеств, направлений. Но ставить спектакль по картине — о таком я ещё не слышала. Стала собирать информацию про художника, про картину. Безумно хотелось попасть на проект. Это новый шаг для меня — принять участие именно в профессиональном спектакле, У них тут целая команда — режиссер, хореограф, художник по костюмам. Окунуться в этот проект, посмотреть как всё  работает. 

В театре мне нравится всё. Даже сам процесс репетиций — я не устаю и мне не надоедает. Я себя чувствую совершенно прекрасно, удобно, как рыба в воде. И дело тут даже не в результате — а в возможности быть самим собой.

 

Ирина 

 

Ирину без преувеличения можно назвать звездой инклюзивного театра. Про нее снимают документальные фильмы, приглашают на публичные дискуссии, о ней пишут статьи. 

Ирина с детства не слышала и почти не видела. Несколько лет взрослой жизни находилась в глубокой депрессии из-за потери остаточного зрения. Благодаря фламенко, театру, живописи, возобновлению литературной и психотерапевтической деятельности ей удалось преодолеть этот кризис и выйти на совершенно другой уровень жизни. Сегодня Ирина — актриса, литератор, перформер, колумнист, художник, педагог. Преодолевая тяжёлый период жизни она приобрела творческое имя — Фиолетовая Фея Феникс и узнаваемый образ, который поддерживает от проекта к проекту. 

Ирина играет в спектаклях Центра творческих проектов “Инклюзион” «Прикасаемые/In Touch», «Живые картины/Anima Chroma», «Чайка. Фрагменты», «Тут что-то большее, чем просто селедка» и др. в Москве и на гастролях по стране, а также в Лондоне, Париже, Брюсселе и Амстердаме. Занимается живописью, пишет стихи, статьи, рассказы, проводит мастер-классы. Ирина создала перформативный театр Cosmoopera Performance Arts и выступает с показами уже собственных постановок. 

Многие тексты, которые звучат в спектакле “Здесь больше, чем просто селёдка” написаны или отредактированы Ириной. Она планирует издать автобиографическую повесть «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» и поэтический сборник. 

 

Надежда

 

Не без труда получив высшее образование, Надежда работала по специальности «инженер автоматических систем управления строительством». Увлекалась шахматами, участвовала в общественных мероприятиях, занималась организационной работой в роли председателя всероссийского женского комитета по шахматам. 

Неожиданно встретила любовь юности: ещё в школе он был её другом по переписке, с которым она общалась при помощи телеграфного устройства и азбуки Морзе. Однако в юности они не встречались, а после потеряли друг друга на несколько десятилетий. 

Надежда решила все кардинально изменить. Второй раз вышла замуж. Активно взялась за общественную работу. Сейчас Надежда — вице-президент старейшей общественной организации поддержки слепоглухих людей — «Эльвира» — которая ведет свое начало с девяностых годов. 

А потом в её жизни появился театр. Надежда — выпускница самой первой инклюзивной театральной школы “Инклюзион”, она сыграла роли в спектаклях “Гроза- среда обитания”, “Совершенно невероятное событие. Женитьба”,  “Жизнь замечательных вещей”. В роли актрисы Надежда и сейчас регулярно выходит на сцены московских театров.  

 

Алексей

Алексей не слышит с рождения. Был рабочим на заводе. Внезапно начал терять зрение, и это стало началом самого непростого периода в его жизни. Стало сложно ходить на работу,  выполнять домашние дела, даже общаться с друзьями. 

А потом в жизнь Лёши ворвался театр. Смыл с него депрессию и подарил смысл жизни. Алексей — участник спектакля “Прикасаемые/ In Touch”, созданного фондом поддержки слепоглухих “Со-единение” и Театром Наций. Это единственный в мире профессиональный спектакль, где на одной сцене на равных играют  слепоглухие и зрячеслышащие актёры. Алексей играл на одной сцене с Евгением Мироновым, Ингеборгой Дапкунайте, Егором Бероевым, Алисой Фрейндлих и многими другими выдающимися актерами. Гастроли спектакля прошли в Лондоне, Париже, Амстердаме, Брюсселе…

На этом театральная карьера Алексея не закончилась. Он сыграл сыграл в целом ряде спектаклей Центра творческих проектов “Инклюзион”: пластическом спектакле “Живые картины”, спектакле “Кармен”, сейчас репетирует целых два новых спектакля. 

Лёша всегда увлекался спортом. Бег, велосипед  плавание, триатлон. Он похудел на 60 килограмм, принял участие в самых разных соревнованиях. И добился успеха: в 2019 году Алексей Горелов стал первым в России параатлетом, преодолевшим дистанцию олимпийского триатлона.  

А ещё Лёша женат. Счастливо. 

Актеры спектакля: Роман Пугачёв, Александр Качанов, Наталья Горох, Надежда Голован, Ирина Поволоцкая, Алексей Горелов.

В публикации использованы работы фотографов Ирэны Ершовой и Нелли Некрасовой. 

 

 

 

Размер шрифта