Мы провели для студентов «Инклюзион. Школа. Москва» замечательную встречу. Евгений Ляпин – выпускник Школы-студии МХАТ, которую он окончил с отличием, победитель телепроекта «Президент 2042», со-куратор выставки «Единомышленники» в музее Гараж, лауреат международных песенных конкурсов. Список его достижений продолжает пополняться, несмотря на то, что Евгений с детства передвигается в инвалидной коляске.

С ребятами из «Инклюзиона»  Женя поговорил о том, как ему удалось стать дипломированным продюсером и что стоит делать, когда сталкиваешься с неожиданными и выбивающими из колеи трудностями.

Евгений:

– Давайте я сначала расскажу, как я пришел в театр? Все свое детство я занимался сценической деятельностью. Все время обучения в школе я пел, выступал на разных конкурсах, фестивалях. У нас была творческая школа, где было много поющих, танцующих ребят, был ансамль «Солнышко», который выступал несколько раз в месяц. Поэтому в школе меня видели достаточно редко: я или выступал, или болел(смеется).

Потом в моей жизни появился проект «Театральная перспектива», в котором дети и молодые люди с инвалидностью при помощи профессиональных драматургов учатся писать настоящие пьесы. Мы написали вдвоем со знакомой девочкой пьесу «Рождение свободы», и она неожиданно понравилась режиссеру Олесе Невмержицкой. Олеся позвонила мне в 12 часов ночи, долго рассказывала, какая у меня крутая пьеса, как она уже видит ее на сцене. Потом начались репетиции и я открыл для себя мир театра. Я понял, что через сцену могу сказать что-то важное миру.

Я решил поступать в театральный институт. Первая попытка была в 18 лет, после того как я окончил школу. Я подавал документы практически везде: во ВГИК на режиссуру телевидения, в ГИТИС на режиссуру театра, и много куда еще.

Во ГИТИСе экзамен у меня принимал один из моих любимых режиссеров Юрий Бутусов и мастер курса Сергей Женовач. Пообщались мы очень мило, но меня не взяли, обосновав это тем, что 18 лет — это очень малый возраст для режиссуры. И это, конечно, было правдой. Обычно туда поступают люди значительно старше, которые уже имеют одно высшее образование.

Следующим был экзамен во ВГИКе. Мы показали свой этюд, и после этого началась какая-то история ужасов. Мы разговаривали примерно полчаса, я рассказал про все свои достижения, планы. На это ушло минут пять. Все остальное время мастер курса медленно и навязчиво объяснял мне, что принять меня они не могут. Оказалось, что, хотя я довольно талантливый и в целом им подхожу, он не может взять на себя “такую ответственность” – боится, что я не выдержу нагрузки, не вытащу.

Это было ощущение катастрофы. Я был действительно к такому не готов. Надо сказать, что я почти никогда не сталкивался с явлениями дискриминации на почве инвалидности. Я был абсолютно готов к экзамену, мог поддержать разговор на любую из предложенных тем. Но меня ударили в ту область, которой я вообще не ожидал – мы не можем тебя принять, потому что ты на коляске. Сейчас я бы, конечно, нашел что ответить, и с таким решением не согласился бы. Но тогда мне было 18 лет, Я был абсолютно растерян, и — сдался.

Однако эта история заложила в мою голову очень важную мысль: вас можно победить, только если вы согласны сдаться.

«Эта история заложила в мою голову очень важную мысль: вас можно победить, только если вы согласны сдаться.»

Я полтора года проучился в малоизвестном ВУЗе, и, поняв, что хочу чего-то большего — решил все бросить и снова попытаться поступить, на этот раз на продюсирование.

Надо ли объяснять, что на вступительные экзамены в ГИТИС я шел как на боксерский поединок. Я вцепился руками в стол и отвечал на вопросы, все время ожидая удара. Но ничего такого не произошло. Мне задали конечно вопрос в какой-то момент – как вы, вот на коляске, чувствуете что потянете? Видимо, мой напор доказывал, что, конечно, потяну и мы эту тему закрыли. Мне поставили 85 баллов за собеседование, и это уже было ощущение какой-то победы.

Кроме ГИТИСа я также подал документы в МХАТ. После моего триумфального экзамена я уже даже не планировал туда ехать, но моя девушка меня уговорила. Я приехал туда абсолютно расслабленным. Экзамен принимали мастер курса Владимир Георгиевич Урин и Леонид Вячеславович Ошарин. Мы очень здорово поговорили – про культуру, искусство, про театральные скандалы. Мне тоже, конечно, задали вопрос – как вы учиться у нас собираетесь, справитесь на коляске? На что я ответил – не переживайте, если я сюда иду, значит я всё придумал. За собеседование я получил 80 баллов, за письменный экзамен — 85, и в итоге выбрал именно МХАТ.

Катя:

– А как, действительно, Вы справлялись? Вряд ли везде были удобные пандусы.

Евгений:

– У нас в семье был сильный папа, который мог меня привезти куда угодно (благодаря ему, собственно, у меня и получалось вести такую активную жизнь). Он привозил меня в институт и оставлял там до вечера. А в течение дня мне помогали однокурсники. На первой встрече, когда собрали всех студентов, декан представил меня курсу и попросил всех помогать мне, если это будет нужно. Так мы и жили: мальчики помогали с лестницами, а если на улицу надо было выходить – девочки помогали надевать куртку. К тому же учебная часть старалась по максимуму – все возможные пары перенесли таким образом, чтобы было меньше лестниц и переходов в соседнее здание.

Преподаватели тоже шли навстречу. Когда умер мой папа, мне пришлось проходить 4 и 5 курсы за один год, по большей части дистанционно . Так вот лекции мне читали по скайпу, часть экзаменов принимали вообще в кафе – гораздо проще было приехать на туда, чем в институт, где много лестниц. Это был очень сложный год. Но с помощью друзей, однокурсников и семьи всё получилось. В итоге закончил я институт с красным дипломом.

Катя:

– Как ты видишь свое дальнейшее будущее?

Евгений:

– Теперь меня ждет очередной прыжок в омут с головой. В скором времени мы с моей женой улетаем в Новую Зеландию учиться дальше. У меня будет курс по бизнес-менеджменту: хочу понять, как можно организовывать свое дело. Вероятно, тот опыт, который есть скажется на выборе моего пути. Не уверен что это будет именно театр, но, в любом случае, что-то связанное с индустрией развлечений. Сейчас у меня есть очень приблизительное понимание того, как это все будет в реальности выглядеть. Но…надо пробовать! Надо делать что-то интересное.

Татьяна Медюх:

– А если не получится в индустрии развлечений – вы пойдете на менее творческую работу?

Евгений:

– Ну конечно, мне ведь надо что-то есть. Пойду работать даже библиотекарем, лишь бы не сидеть без дела. И параллельно, конечно, буду искать что-то более интересное.

Максим:

– Расскажи, как можно найти продюсера для своего проекта?

Евгений:

– Реальность такова: если вы не директор большого театра или похожей организации, если у вас свой маленький стартап или идея проекта, то на первом этапе вы сами должны быть своим продюсером. Создать аккаунты в соцсетях, сделать описание проекта, заинтересовать людей, с которыми вы будете его делать. Если эта крутая идея и вы ей горите, в какой-то момент люди начнут притягиваться сами. Это будут знакомые знакомых, люди которые откликнутся на пост в Фейсбуке, кто-то будет дядей или тетей заместителя директора театра, например, и дело пойдет.

Проще вовлекать людей в продукт, который уже существует. Если вы несколько раз сыграете свой спектакль, у вас будут фотографии, отзывы, будут группы в соцсетях. Вы сможете привлекать людей под развитие проекта, а не под просто идею. Очень редко находятся люди, которые воплотили бы ваши желания по щелчку пальцев. Как было в “Алых парусах” – нужно самим работать волшебниками.

Настя:

– А у меня есть идея проекта, но я пока не знаю, что с ней делать…

Евгений:

– Если у вас не получается самому – надо объединяться с единомышленниками. Радоваться маленьким шагам, потому что это – тоже движение. Вы не стоите на месте.

И всегда помнить, что если вселенная не дает тебе что-то сделать, значит у нее есть для тебя кое-что получше. Если из вашей жизни уходят люди, уходят проекты, уходит работа или образование – они всегда освобождают место под что-то новое.

Размер шрифта