Как разрушать внутренние барьеры, отличаются ли они у людей с инвалидностью и без, почему иногда важно сбегать в вымышленный мир, чтобы сохранить себя в настоящем? Театральная студия «Инклюзион» для людей с особенностями здоровья представила спектакль «Unреальность». Его и еще две премьеры студийцы показали совместно с актерами «Красного факела» и «Старого дома» на сцене театра «Понедельник выходной».
«Unреальность» — эскиз документального спектакля театральной студии «Инклюзион» для людей с физическими и ментальными особенностями — представили новосибирским зрителям. Основой эскиза стали жизненные истории самих актеров о спасительном мире мечтаний, где всегда безопасно и можно быть самим собой.
Для кого-то из героев это воспоминания о море, кто-то ищет душевную гармонию в каждодневной уборке, а другой и вовсе успокаивается при мысли о любимой игре «Mortal Kombat».
«Сначала я думал, что буду заниматься этносом, но потом мне предложили сделать док, никогда не ставил такое, но согласился, — рассказывает перед премьерой режиссер спектакля Сергей Дроздов. — Репетиций как таковых было всего пять. В основном, мы просто собирались и разговаривали. Из некоторых приходилось немного вытягивать истории с помощью наводящих вопросов. Один из актеров принес уже готовый текст, который я у него тут же забрал и сказал ему: „Будешь читать с листа, потому что не дай бог выучишь и омертвишь“. Какие-то тексты вообще минимально редактировали. Так насобирали и придумали другую реальность, куда мы все прячемся».
Из декораций на сцене — большой светящийся круг и несколько стульев на сцене. «Больница… Ницца! Ницца! Хохохо!» — смеется одна из героинь, актриса и основатель театра «Особенный тип» Ольга Стволова. Она говорит, что сначала ее монолог был про больничные условия, но режиссер предложил раскрыть тему иначе.
«Слово „больница“ по слогам слышится как „Бали“ и „Ницца“. И Сережа ухватился за эту идею. Дико не люблю больницы: постоянный запах хлорки, практически отсутствие общения. Начинает казаться, что весь мир болен, и ты никогда отсюда не выйдешь, — объясняет Стволова. — И вот меня привезли, сижу в машине перед больницей, фотаю, рисую очень коряво красную ковровую дорожку, по бокам пальмы и пишу: „Я приехала в Ниццу“. Начала там делать селфи и что-то смешное рисовать, кокосы, ананасы какие-то на голове, и так постила».
Суть спектаклей еще и в том, что в них помимо студийцев играют профессиональные актеры из театров «Красный факел», «Старый дом» и «Понедельник Выходной». «Спасибо режиссерам, что артисты работают не просто на равных, а в таком классном партнерстве. Причем и в текстовых спектаклях, и в игровых. Убирается определение „особенный“, есть только оценка таланта и свободы человека», — делится куратор «Инклюзиона» Полина Стружкова.
«Возможности творческого развития для людей с инвалидностью очень ограничены. Выход на сцену — отличный шанс показать накопленное»
Она отмечает, что для учеников занятия в студии — это, прежде всего, социализация и самовыражение: «Возможности профессионального развития для людей с инвалидностью очень ограничены, а творческого и подавно. Выход на сцену — отличный шанс показать накопленное и почувствовать себя ведущим истории».
Вместе с «Unреальностью» студия представила постановку «Юшка» режиссера Анны Зиновьевой и «Двенадцать подвигов Геракла» Владимира Кузнецова. Зрители приняли «Unреальность» очень тепло, назвав спектакль «антидепрессантом», а после долго рассматривали в фойе трогательную фотовыставку об увлечениях студийцев.
Ученики «Инклюзиона» стали гораздо более открытыми с начала работы над спектаклями, считает режиссер Сергей Дроздов: «Двое уже решили написать текст и сделать моноспектакль, вот так просто. Инклюзия в том, что мы напитываемся от них, а они от нас. Я сказал актерам: не дай бог нам пожалеть себя или кого-то. Больше юмора!»
Проект «Инклюзион» запустился в Новосибирске осенью 2017 года. Сейчас в школе обучается более пятнадцати человек с ментальной и физической инвалидностью. Студии работают также в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге.
Текст Ирины Беляевой
Фото Юлии Барсуковой