5 июня в Екатеринбурге в Муниципальном театре балета «Щелкунчик» пройдет единственный показ уникального инклюзивного спектакля «Anima Chroma/Живые картины», показывающего как воспринимают искусство люди с разными возможностями и разными взглядами на мир. Зрячеслышащие и слепоглухие актеры при помощи танца рассказывают о чувствах и эмоциях, которые вызывают у них шедевры мировой живописи.
«Anima Chroma» — это невероятное зрелище, рождающееся из синтеза сразу нескольких с видов искусства – живописи, театра, музыки, танца и анимации, эффект от которых усиливают инновационные технологии 3D-проекции. Слепоглухие и зрячеслышащие актеры взаимодействуют здесь на равных, создавая принципиально новый тип театра.
Несколько фактов о спектакле «Anima Chroma/Живые картины»:
1. Спектакль создан в принципиально новой художественной форме, представляющей собой синтез сразу нескольких видов искусства.
2. В спектакле на равных взаимодействуют слепоглухие и зрячеслышащие актеры.
3. В основе сюжета — история создания семи известнейших картин из коллекции Эрмитажа.
4. Это всего третий показ спектакля с момента его создания. Первые два прошли в Москве и Санкт-Петербурге.
5. Мультипликацию для спектакля создал лауреат премии «Оскар» Александр Петров, много лет проработавший в Екатеринбурге.
Актеры не только делятся со зрителями своими переживаниями, но и одновременно передают историю рождения 7 картин из коллекции Эрмитажа, среди которых «Танец» Анри Матисса, «Композиция №6» Василия Кандинского и другие. Каждый актер становится тем цветом, который близок именно ему. А все вместе, под кистью художника, они создают яркие образы и сюжеты, погружающие зрителя в прекрасный мир изобразительного искусства. Танец актеров тесно переплетен с 3D-проекцией анимации, созданной художником-мультипликатором, лауреатом премии «Оскар» Александром Петровом, работавшим на Свердловской киностудии и посвятившем Уралу ряд произведений.
Техника, в которой рисует свои фильмы известный мультипликатор Александр Петров, невероятно сложна и называется «пальцевая живопись». Александр рисует пальцами на стекле, лишь в исключительных случаях используя кисти. Один рисунок — один кадр фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды, то есть для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше 1 000 картин. Следующее мгновение кинокартины рождается путём внесения поправок в предыдущий эпизод. К окончанию съёмок у художника не остаётся ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма. Анимация, созданная им для спектакля «Anima Chroma/Живые Картины», как стекло, сохранившее последний кадр фильма, отражает образы, запечатленные в памяти и воображении человека при встрече с картиной.
Главная идея спектакля – уникальное восприятие произведений искусства, ощущение его через призму восприятия самыми разными людьми. В спектакле исследуются формы постижения искусства и выражения эстетического переживания слепоглухими и зрячеслышащими актёрами на театральной сцене.
Комментарии участников проекта:
«Анима Хрома» в переводе означает «цветная душа». Это история про живопись, где в необычной для нас художественной форме, сочетающей проекции живописной анимации и пластический театр, актёры проживают историю эволюции мирового искусства: от «Черного квадрата» К. Малевича к иконе «Спас в силах». Для меня наш спектакль — это возможность дать слепоглухим актёрам окунуться в мир живописи, но сделать это так, чтобы для них это было понятно и интересно. Поэтому мы решили использовать главный инструмент коммуникации — тело. Через пластический танец на сцене и живописную анимацию на экранах как образ внутреннего мира актёра, объединённых музыкой, мы погружаемся в мир изобразительного искусства и участвуем в процессе создания мировых шедевров живописи», — рассказывает Дмитрий Петров, автор концепции и режиссер спектакля.
«Нам трудно представить, каково это жить в темноте и безмолвии многие дни и годы. Это кажется бесконечным тюремным заключением и крушением всей жизни. А это не так. Душа живёт в каждом и светит каждому. Этот спектакль о силе света, о творческой воле, преодолевающей мрак одиночества и наши немощи. Здесь живопись стала поводом для путешествия к духовному прозрению» — Александр Петров, художник анимации, лауреат премии «Оскар».
«Одна из важных идей, с которой мы находимся внутри спектакля и которую доносим зрителю, наблюдателю — это уникальное восприятие произведения искусства (картин), ощущение его, отношение к нему через различные призмы. Через кинетическую, чувственную сторону слепоглухих актеров и визуальную, информативную зрячеслышащих актеров. Очень важна и та коммуникация, которая выстраивается между исполнителями, зрителем и исполнителем на невербальном уровне общения, то, как мы без слов можем донести информацию, как она может быть услышана и воспринята зрителем» — Александра Рудик, режиссер по пластике.
«Anima Chroma» — абсолютно завораживающее зрелище, передающее мироощущение слепоглухих, их восприятие привычной нам цветовой гаммы. Это уникальный по многим показателям спектакль — тут и оригинальная анимация, и свободная пластика слепоглухих актёров, которых невозможно вычленить из общего актерского ансамбля, и специальные вибродатчики, помогающие особым актерам ориентироваться в действе, и новый эмоциональный взгляд на живопись глазами людей, погруженных в темноту. Это спектакль, не требующий перевода, а потому открытый для любой сцены мира», — отмечает Дмитрий Поликанов, президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
Спектакль создан Центром творческих проектов “Инклюзион” фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и студией А.П. Петрова в партнерстве с Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ». Гастроли спектакля в Екатеринбурге проходят при поддержке Министерства культуры РФ, Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и Ассоциации «Особые люди»
Единственный показ спектакля в Екатеринбурге «Anima Chroma/Живые картины» состоится 5 июня 2018 года в 20.00 в Муниципальном театре балета «Щелкунчик». Это всего третий показ спектакля с момента его создания.
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра: http://щелкунчик.екатеринбург.рф/