«Ангел, ты ангел, ты не человек, ты ангел…»
Ребрендинг особого человека затеяли на петербургских подмостках. В рамках Международного культурного форума областной Театр «На Литейном» открывает сцену для самых неожиданных гостей.
«Да убоится жена мужа своего…»
Большинство участников этой столичной труппы – глухонемые, почти незрячие, люди с ментальными нарушениями развития. Вместе с профессиональными актерами они репетируют знаменитую «Грозу».
«Муж приехал — мужа не ждали. Не ели, не спали – мужа встречали…»
Мария Николочкина, актриса (г. Москва)
Он всегда разный, никогда не знаешь, что будет в этот раз на 100%. Никогда не знаешь, но тут еще больший процент того, что все будет так, как запланировано.
Интонации, позы и жесты — даже на финальном прогоне объяснять постановщику приходится, будто в первый раз.
«Господи, Господи, Господи, помоги мне, Боже мой! Я ей, когда она уже ушла, вслед ей кричу».
Нервничая, выпивая один кофе за другим, из каждого человека на сцене режиссер кропотливо лепит настоящего актера.
«Что случилось, Маша? Соберись, соберись!»
Сергей Морозов, художественный руководитель, директор Театра «На Литейном»
Это театр и это актеры, потому что это не есть некая демонстрация себя или некое проявление себя. Ты смотришь на акт искусства и на некое содержание, которое другому человеку невозможно высечь, но, тем не менее, ты забываешь о сложностях и наблюдаешь за актом творчества.
Это и есть инклюзивный театр. Его главная задача – заставить забыть зрителя о том, что на сцене играют инвалиды. Искренние эмоции и переживания, говорят здесь, одинаковы для каждого человека.
«Звуковые снежки» и оркестр на скорую руку – мастер-класс от московского композитора. Превращая взрослых в детей, Вероника Затула стирает между ними любые различия. Чувствовать музыку на ощупь, с помощью таких уроков, по словам преподавателя, можно научить даже абсолютно глухих людей.
Вероника Затула, композитор (г. Москва)
У этих людей просто другое ощущение музыки. Они слышат вибрации, и то, что нам кажется – не музыка, но там есть музыкальное зерно, и главное – там есть ритм.
Прямо с самолета на Литейный из Новосибирска прибыла Ольга Стволова. Организатор нескольких инклюзивных студий объясняет – вместо терапии такой театр должен превратиться в искусство.
Ольга Стволова, директор театральной студии (г. Новосибирск)
В театре, в интересном спектакле сходятся самые разные видения мира – взрослые артисты, молодые артисты, вот такая точка зрения. Все это смешивается и вместе существует, поэтому в принципе театр он инклюзивен.
На слово «кружки» Ольга искренне обижается. Несмотря на то, что задействованы в них люди без театрального образования – в ее спектаклях играют и профессиональные артисты.
Ольга Стволова, директор театральной студии (г. Новосибирск)
Мы хотим делать высокохудожественный продукт, поэтому здесь требуется очень много усилий. У нас собралась такая серьезная, горящая команда настоящих профессионалов, потому что у нас нет педагогов, которые занимаются со взрослыми, с детьми с инвалидностью, у нас прежде всего профессионалы театрального сообщества.
Но пока большинство заведений культуры, как и целых городов, сетуют организаторы форума – это все еще пространства с ограниченными возможностями.
Татьяна Медюх, руководитель центра реализации творческих проектов «Инклюзион» (г. Москва)
Очень многие зрители не могут добраться до театра, или не могут увидеть, или услышать произведение, потому что большинство постановок не сопровождается тифло- и сурдопереводом и так далее.
Изменить конструкции зданий и планировку улиц, объясняют здесь, никогда не удастся без понимания того, что в желаниях особенных людей нет ничего особенного.
Александр Громов, Олег Белоконь и Наталья Матиевская, «Последние известия» из Петербурга.