Говоря о спектакле, мы обычно представляем работу профессиональных актеров. Однако на сцену все чаще выходят любительские коллективы, в том числе инклюзивные. Для них некоммерческая организация «Благое дело» и библиотека им. Белинского провели фестиваль «Представление».
Когда-то инклюзивные постановки были арт-терапией, помогающей инвалидам проявить себя. Сегодня в Екатеринбурге работает пять инклюзивных театральных студий.
— Наш театр создан по инициативе родителей ребят с аутизмом. У них проблемы с коммуникацией, поэтому мы решили сосредоточиться на хореографии, — рассказывает Анна Клещева, руководитель театра танца «Другие».
В 2015-м «Другие» были единственным российским танцевальным коллективом для людей с аутизмом. Сейчас в нем заняты 36 человек.
— Искренность непрофессиональных актеров берет верх над мастерством. В этом главное преимущество инклюзивных коллективов, — считает театральный критик Алексей Кокин.
Выйти на сцену — полдела, сложнее отыскать зрителя, способного оценить игру особенных артистов. Куратор театральной студии «Инклюзион. Школа. Екатеринбург» Наталья Киселева отмечает, что и зрители, и профессионалы судят о постановке, забывая, сколько сил уходит на репетиции.
— Инклюзивный театр рождает новые сценические формы, например, на роль короля по пьесе Шекспира мы выбрали незрячего актера. Этот опыт позволил ему переосмыслить собственные эмоции, — говорит Наталья Киселева.
Непрофессиональные артисты обладают особой художественной интуицией. Они свободны от штампов и открыты для окружающих. Но работать с ними сложно, ведь к каждому нужен свой подход.
— От нас в свое время отказалось пять режиссеров. Актеры тяжело идут на контакт и забирают много энергии. Мне кажется, в такой потребительской позиции виновато общество, которое видит в инвалидах жертв, — подчеркивает руководитель инклюзивного театра-студии «ORA» Яна Колмогорова.
«ORA» и актеры профессионального театра «Шарманка» создали по стихотворениям Даниила Хармса фантасмагорию «Цирк Принтинпрам», погружающую зрителя в полную драматизма жизнь советского писателя. Постановка Ларисы Абашевой вошла в лонг-лист премии «Золотая маска-2017».
— Когда я окончил школу, захотел попробовать себя в инклюзивном искусстве. Мне было интересно узнать, как инвалиды позиционируют себя в жизни, — вспоминает колясочник Никита Устьянцев. — С приходом Ларисы Абашевой мы начали заниматься более профессионально. Она работает с нами, как с настоящими актерами.
В «ORA» не услышишь слов «инклюзия» или «особенный». Да и в «Цирке Принтинпрам» зритель не замечает, что на сцене инвалиды, настолько естественно и органично актеры вписываются в пространство, танцуя на колясках, читая рэп и декламируя стихи.
Театральные деятели уверены: без профессионального руководства организовать любительский театр сложно. Основная проблема — найти режиссера и место для репетиций. Коллективы часто ставят спектакли, не имея своей площадки, однако это не мешает им развиваться и выигрывать гранты.
между тем
Театр-студия «ORA» — победитель в номинации «Культура» национальной премии «Мой проект — моей стране» Общественной палаты РФ. В ноябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов при «ORA» создана инклюзивная театральная лаборатория, где обучаются незрячие, слабовидящие, глухие и слабослышащие студенты. В следующем году планируется набрать курс инклюзивного актера в театральном институте.