В марте 2017 года в Екатеринбурге открылась «Инклюзион.Школа.Екатеринбург». В ней занимаются люди разного возраста. Среди них — люди с инвалидностью (с нарушениями зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата) и с ментальными особенностями. В заключительный день работы Уральского культурного форума рассказали о том, как развивался «Инклюзион» в Екатеринбурге и каких успехов уже достиг.
«Инклюзион.Школа.Екатеринбург» — совместный проект Благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-Единение» и Центра творческих проектов «Инклюзион». Школу представили педагог «Инклюзиона», художественный руководитель кафедры «Театр кукол» Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ), заслуженная артистка России Наталья Гаранина и проректор по учебной работе ЕГТИ Виктория Попова.
Наталья Гаранина
Первая группа ребят пришла в проект из Свердловской областной специальной библиотеки для слепых. Затем сработало сарафанное радио, и коллектив постепенно начал пополняться новыми членами. Основной костяк — 15 человек, остальные приходят и уходят по желанию. Многие просто наблюдают или слушают, привыкая к новой для себя обстановке. Другие принимают участие в общих занятиях и мастер-классах, но полноценно влиться в коллектив еще не готовы.
«В начале пути было очень сложно, потому что никаких методик и наработок по этой теме не было, — рассказала Наталья Гаранина. — Подобные школы в Казани, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Алма-Ате открыли уже после нас. Когда мы только начали, мне предложили взять упражнения, которые я на первом курсе студентам даю. Конечно, ни один из тренингов не сработал, их все нужно было адаптировать».
Виктория Попова
Для того, чтобы актерам «Инклюзиона» было легче освоиться в тренингах, Наталья привлекла студентов второго курса кафедры «Театра кукол». Они помогали ребятам двигаться и понимать, что за упражнение дается. Например, слабовидящий вставал за студентом, прощупывал его позу и так узнавал, какое пластическое движение необходимо сделать. Благодаря таким упражнениям театр создал первый спектакль «Чайка по имени Джонатан» по произведению Ричарда Баха. Постановка была пластической. Главную роль в ней исполнил Максим Игнатов. Он слабослышащий, но это не помешало ему позже поступить в театральный институт на курс Вячеслава Белоусова.
Максим учится уже на втором курсе. И хотя конкурс для поступающих от Всероссийского общества глухих проходил отдельно от остальных абитуриентов, ребята прошли такой же отбор, как и все: творческий конкурс и собеседование.
После «Чайки по имени Джонатан» ребята попросили педагога поставить им настоящий драматический спектакль. Выбор Натальи Гараниной пал «Короля Лира» Шекспира. За основу постановки взяли этюдный метод освоения художественного текста. Так родился спектакль, в котором магистральной историей стали взаимоотношения короля Лира и его дочерей.
Артисты «Инклюзиона» в спектакле «Король Лир»
Сейчас в «Инклюзионе» работают над спектаклем «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Текст современный, поэтому даже в Свердловской областной специальной библиотеке для слепых нет достаточного количества экземпляров пьесы. Но актеры не сдаются — они учат текст, передавая его друг другу и продавливая шрифтом Брайля выпуклые точки в обычных тетрадях.
У преподавателей «Инклюзиона» уже есть собственные наработки по созданию спектаклей с людьми с инвалидностью, которые они передали в Москву. Ведь любой опыт может помочь театральным институтам, работающим с детьми с нарушениями слуха. «В то же время единой методики работы с людьми с инвалидностью нет, — говорит Виктория Попова. — Педагогические пособия не выпускаются, так как каждый такой человек уникален и имеет свои особенности».
Максим Игнатов на тренинге Вячеслава Белоусова
Несмотря на то, что инклюзивный театр в России только набирает свои обороты, в Екатеринбурге уже существует множество команд, работающих с людьми с инвалидностью. Это и «Инклюзион.Школа.Екатеринбург», и проект «Культура для всех» Управления культуры Администрации города Екатеринбурга, и театральный проект «#ЗАживое», и театр «ORA», и многие другие. Конечно, все педагоги переживают — а сможет ли воспитанник найти свой путь в жизни. Однако и Наталья Гаранина, и Виктория Попова уверены, что участники таких проектов смогут не только сохранять творческую энергию, но и передавать ее другим. Тем, кто еще только учится принимать себя и свои особенности.
Оригинал: культура.екатеринбург.рф