Вполне зрячий человек может страдать внутренней слепотой. Хорошо, очень хорошо слышащий человек не всегда, далеко не всегда обладает внутренним слухом. Внутренние зрение и слух – это тонкие инструменты. Ими превосходно владеют артисты Центра творческих проектов «Инклюзион». Их зрение и слух нарушены, но любой может позавидовать их способности видеть и слышать больше того, что нам с вами видно и слышно.
Для спектакля, который они показывали на этой неделе, придумано прекрасное название — «Здесь больше, чем просто селёдка». Эта нидерландская поговорка, которая значит: тут нечто большее, чем видно на первый взгляд. Яна Музыка выяснила, какое всё это имеет отношение к Питеру Брейгелю-старшему.
Этот спектакль — про внутреннюю слепоту и новое видение. Шестеро артистов. Трое — слепые, трое — слепоглухие. Постановка по мотивам картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерладские пословицы» — полотно из собрания Берлинской картинной галереи. Хотя картин этого художника в России нет, Пушкинский музей, который стал консультантом спектакля, обладает собранием искусства XVI века. Актеров погрузили в контекст полотна Брейгеля, который очень любил символику.
«Мы провели целый ряд экскурсий и лекций для незрячих слепоглухих актеров. Когда подробно им рассказали про эпоху Брейгеля, про его искусство, про ту систему образов, с которой он работал, про то чувство юмора, про те реалии, в которые жили персонажи его картин», — заявила куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина Евгения Киселёва.
На картине «Нидерладские пословицы» зашифровано значение пословиц, одна из них и стала названием спектакля «Здесь больше, чем просто селедка». Артисты делятся ассоциациями и образами, которые в них пробудила картина.
«На основе этих пословиц писались тексты ребятами и придумывались своеобразные этюды, которые мы пробовали на репетиции, что-то брали в спектакль, что-то мы отсекали во время работы. И из этих текстов и из этих этюдов сложилась наша работа», — заметил режиссёр Туфан Имамутдинов.
Музыку к спектаклю создал Владимир Мартынов. Исполняется на исторических инструментах Средневековья, Ренессанса и раннего Барокко.
Хореограф Марсель Нуриев впервые работал с особенными артистами. Считает нам стоит научиться у этих людей внимательности к другому и включенности в жизнь.
«Они слышат по-другому. Они телесно даже по-другому ощущают. От прикосновения. Они считывают эту информацию совсем по-другому. Я не могу сказать, что они не видят», — признался он.
Для участников такие проекты — это реабилитация. А для зрителей — возможность проработать собственные внутренние ограничения.
«Инклюзивный театр и шире социальный театр, на мой взгляд, он создан для того, чтобы избавлять общество от страхов и делать его доступным и свободным абсолютно для всех людей. Вне зависимости с особенностями они, без особенностей. Для всех исключенных делать таким же, как и для нас всех», — поделилась директор «Центра реализации творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх.
В детстве Александр мечтал стать футболистом, но когда начало падать зрение, игру с мячом пришлось оставить. И он преуспел в шахматах, играл в сборной нашей страны. Он всю жизнь занимается общественной деятельностью, организует мероприятия, и вот его актерский дебют. Говоря о своей жизни, Алескандр рассуждает как философ. Говорит, человек приходит на землю, чтобы сделать что-то свое, то что только он один может.
«Я в последнее время думал, не как бы мне это дало, а как бы я что-то дал. И вот как раз этот проект что-то даёт, что можно что-то выдать. Причем, вот хвала режиссеру, что он нам позволял раскрыть себя и я удивился, что я люблю шутить. Иногда невпопад шучу. А он мне позволял шутить напропалую», — отметил актёр Александр Качанов.
Фиолетовая Фея Феникс — творческое имя Ирины Поволоцкой. Занятие творчеством помогло ей преодолеть трудные периоды жизни. Она занимается живописью, пишет стихи, проводит мастер-классы, создала свой перформативный театр.
«Театр для меня — это возможность показать, что наш мир такой же, как и обычный. И это возможность быть на равных со всеми людьми». – заключила актриса Ирина Поволоцкая.
Многие тексты в этом спектакле написаны Ириной. Весь мир — живой. Мои ноги всегда опираются о живое. Мир смотрит тысячей глаз. Бояться не надо. Просто надо помнить, что опираются о живое. Мир смотрит тысячей глаз. Бояться не надо. Просто надо помнить, что мир живой.
Читать оригинал статьи на портале Россия — Культура