В Нацбиблиотеке Татарстана стартовал форум-фестиваль инклюзивного театра «Особый взгляд. Регионы». Здесь показывают спектакли, созданные людьми с инвалидностью и воспитанниками детских домов.
Казань стала первой региональной площадкой для проведения форума-фестиваля «Особый взгляд. Регионы». В четырехдневную театральную программу мероприятия вошли семь спектаклей и пять проектов, созданных при участии инвалидов и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. На примере социального и инклюзивного театра организаторы и участники фестиваля покажут, какого художественного уровня могут достигать постановки, созданные при участии людей с ограниченными возможностями здоровья.
Новая точка роста
Продюсер фестиваля и соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова отметила, что фестиваль стартовал очень символично — в День работника культуры.
— Радостно, что в республике проекты в области социального и инклюзивного искусства развиваются и имеют место. И для нашего фонда «Живой город» социальный театр — неотъемлемая часть работы, потому что изначальной нашей целью было расширение границ театрального искусства, а инклюзивное искусство — это художественный язык, с которым очень интересно работать, — отметила продюсер фестиваля. — Эта история началась еще четыре года назад со школы «Инклюзион», которая системно работает, продолжает развиваться и приносит свои плоды. И теперь, четыре года спустя, мы принимаем такой большой фестиваль! Я считаю, форум «Особый взгляд. Регионы» — это новая точка роста для Казани.
По мнению директора по коммуникациям и руководителя программы «Развитие регионов» и благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Николая Троцкого, знаменательным является и то, что первой площадкой форума стала именно столица Татарстана.
— Символично, что мы собрались именно в Казани. На стыке цивилизаций и культур. Посмотрите, сколько имён связано с Татарстаном в разное время: Шаляпин, Цветаева, Шишкин, Тукай, Джалиль. Уверен, что лет эдак через 80, если наш форум ещё будет проходить, мы вернемся в Казань и увидим среди таких имён и тех, кто сегодня выступает на фестивале, — сказал Троцкий.
Он рассказал, что изначально, еще на этапе задумки, проект рассматривали как платформу, на которой люди с совершенно разными социальными проблемами смогут не только поделиться ими, но и привлечь к себе внимание.
— Это же очень важно, когда ты своим доступным языком говоришь о том, о чем порой многие даже и не знают. Я уверен, что наш форум — это то место, где люди совершенно разного класса, уровня, с различными ограничениями смогут заявить о себе, — добавил спикер. — Когда спрашивают, какие у нас стратегические задачи, я всегда говорю, что нам важно не только дать возможность сказать о себе, но еще и возможность развиваться. Не зря с самым крупным фестивалем «Особый взгляд», который проводится ежегодно и собирает лучшие кейсы в области театра и искусства, мы проводим такой региональный форум специально для ПФО. Здесь собрались лучшие инициативы в области театра и искусства. И это прекрасная возможность показать регион с другой, необычной стороны.
«Казанское сообщество оказалось очень активным»
Казань стала первой площадкой для проведения фестиваля ещё и потому, что сообщество здесь очень активно и многие эксперты создают и продвигают собственные социальные проекты. При этом город адаптирован для людей всех категорий, включая маломобильные группы. Об этом сообщила руководитель программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Ксения Дмитриева.
— Мы раз в год проводим всероссийский фестиваль, собирая практики по всей России. Нам важно показать не только Москву и то, что лежит на поверхности. Поэтому мы решили поехать по регионам. Выбрали ПФО не случайно, а потому, что здесь очень сильное сообщество. Помимо того что в Казани есть что показать, само казанское сообщество оказалось очень активным: здесь много экспертов, которые сами создают социальные проекты и жаждут новых знаний, — добавила она.
Дмитриева добавила, что то количество заявок, которое пришло на театральную и образовательную программу, показало, что организаторы с выбором города не ошиблись.
— С другой стороны, в Казани всё в порядке с доступной средой. Особенно в Нацбиблиотеке Татарстана — здесь есть и пандусы, и лифты. Человек с любыми ограничениями по здоровью может свободно перемещаться. При этом пространство позволяет делать любые адаптированные действия, а у нас многие спектакли идут с тифлокомментированием и сурдопереводом. Думаю, здесь люди смогут полноценно воспринимать произведения искусства, — подчеркнула руководитель благотворительного фонда.
Форум — это первое мероприятие такого масштаба, где на всех спектаклях есть и перевод на жестовый язык, и тифлокомментирование.
— Мы хотим показать лучшие практики с точки зрения искусства. Это не арт-терапия, это нечто большее. Мы хотим вывести социальный театр на новый уровень, сделать это явление модным и востребованным, — сказала спикер.
О тех, кто выключен из социальной жизни
На форуме можно увидеть спектакли, которые были отобраны из 70 заявок со всего Приволжского федерального округа. Из них кураторы Александра Дунаева и Борис Попович отобрали восем спектаклей: с участием незрячих людей, с инвалидами-колясочниками, а также спектакли, поднимающие острые социальные темы.
— Мы говорим о том, что социальный театр — это не инклюзивный театр. Мы здесь смотрим на все проблемы. И проблемы детей-сирот, бездомных, заключенных. Мы хотим вытащить на поверхность те темы, которые непонятны с первого взгляда. И говорим прежде всего о тех людях, которые выключены из социальной жизни, — рассказала Ксения Дмитриева.
Для этого в программе имеется широкая образовательная программа. Например, для театральных критиков — они будут учиться писать, после чего их материалы выйдут в СМИ и на портале «Особый взгляд». Есть и образовательная часть для менеджеров, где их научат тому, как создавать соцпроекты, где искать не единоразовое, а долгосрочное финансирование. Также есть практические мастер-классы, на которых можно научиться пластичности, работе с голосом.
— Третья программа — междисциплинарная. Программа, объединяющая в себе те произведения искусства, которые стоят на стыке театра и музея. Это перформансы, инсталляции, выставки. Здесь мы представляем широкий спектр искусства, который поднимает важные социальные проблемы, — рассказала Ксения Дмитриева.
Социальный театр — это история про вариативность, про выбор, считает исполнительный директор Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова. По её словам, благодаря театру социальных изменений даже у самого искушённого зрителя появляется возможность понять что-то новое, а классическое произведение представить в совершенно другом виде.
— Он помогает углубить уже имеющуюся базу знаний и нарастить новую. Социальный театр – это простая форма донесения до людей происходящих в жизни явлений, ситуаций, – добавила Соколова.
«Наша миссия — чтобы слово «инклюзивность» как таковое ушло»
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова считает, что задачей форума является прежде всего создание среды, которая дает возможности раскрывать таланты каждого, — среды равных возможностей.
— Каждый человек талантлив. И наша задача — создавать среду, которая дает возможности раскрывать таланты каждого. Это среда равных возможностей. Нужно создавать отдельные кадры, которые не только умеют взаимодействовать с особенными людьми, как, например, сурдопереводчики, но и психологи, менеджеры, продюсеры, способные правильно выстраивать коммуникации таких проектов. Это не только мероприятия, но и одна из частей нашей системной работы. И очень важно, чтобы мы свою работу не сводили к такой ситуативной истории.
По ее словам, нельзя воспринимать социальные проекты как проекты для особых людей. Надо рассматривать каждого именно с позиции талантов. Это касается не только инвалидов и людей с ОВЗ, это вопрос общей культуры в обществе.
— Мы будем формировать культуру уважения друг к другу, культуру уважения к талантам. Когда мы видим душу человека, а не какие-то внешние особенности или различия. Это вектор очень правильный. За этим вектором будущее, — пояснила министр. — Неправильно просить создавать некие резервации для людей с ограничениями по здоровью. Это неверный подход. Это должна быть среда равных возможностей для всех. Без маркировки, что человек хуже слышит, хуже видит или передвигается. Мы должны говорить, что и на сцене, и в зале просто талантливые люди и люди, которые пришли познакомиться с тем или иным видом искусства.
PR-директор центра «Инклюзион» Ирина Шульга согласилась с Аюповой и добавила, что спектакли и перформансы участников социального театра не уступают по уровню другим.
— Наша миссия — чтобы слово «инклюзивность» как таковое ушло. Чтобы спектакли не были инклюзивными. Не должно быть маркировок. Это наша задача. Потому что спектакли в области социального и инклюзивного театра, над которыми мы работаем, по уровню сопоставимы и воспринимаются наравне с любыми другими. Надо работать так, чтобы следующий фестиваль был не инклюзивным, а назывался как-то по-другому, — подчеркнула она.
По словам директора по развитию Центра творческих проетов «Инклюзион» Татьяны Медюх, миссия социального театра — вывести под свет рампы тех, кого мы не видим, и дать слово тем, кого не слышим. А также показать людям, живущим не только в Москве, широкому зрителю, что театр бывает разным.
«Нужна готовность общества принимать такие социальные проекты»
Аюпова отметила, что на сегодняшний день можно выделить три системных вопроса, без которых невозможно двигаться дальше в вопросе создания инклюзивной среды. Первым является условная дискриминация и привычка вешать на людей ярлыки по внешним признакам. Но не менее важна сама адаптивная среда.
— Татарстан одним из первых включился в программу по созданию адаптивной среды еще лет 10 назад. Мы все прекрасно понимаем, что большинство объектов культуры — это объекты культурного наследия, которые не предусматривают радикального вмешательства в структуру зданий. И естественно, что создание полностью безбарьерной среды — это тема, которая должна прорабатываться системно, вноситься в стандарты. Сейчас в рамках строительных проектов мы это прорабатываем, но тема должна подниматься на государственный уровень, чтобы вся среда была доступна для любой категории лиц. Готовность общества принимать такие социальные проекты — это первый системный вопрос, — подчеркнула глава ведомства.
При этом нигде сегодня не нормируется, что в том или ином регионе должны быть пространства, которые создавали бы полностью инклюзивную среду. Для этого необходимы специальные площадки, а также стандарты, закрепленные на федеральном уровне, считает министр.
По поводу адаптации культурной среды добавила руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева. По ее словам, есть физическая адаптация — это та самая программа «Доступная среда». А есть нечто более тонкое — это тифлокомментирование, сурдоперевод.
— Наша программа в течение нескольких лет занимается развитием тифлокомментирования в России. Это лаконичное описание предмета, пространства, действия, не понятных незрячему без специальных словесных пояснений. Это новая социальная услуга, которая на данный момент еще не имеет законодательных барьеров и не утвердилась в нашей стране. Хотя уже есть закон о тифлокомментировании и субтитрировании фильмов в кино, — добавила спикер.
Еще один пласт, который выделила Ирада Аюпова, — это подготовка кадров, которые в любых учреждениях культуры смогли бы работать со всеми группами целевой аудитории.
— Сегодня в рамках национального проекта идет большой курс повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Мы отдельно обучали наших специалистов — и в музеях, и в театрах — для того, чтобы адаптировать среду с точки зрения кадрового обеспечения. Но это, возможно, нужно вносить сразу в стандарты подготовки специалистов на уровне институтов культуры, училищ. Чтобы у людей появилось хотя бы базовое понимание, как можно развиваться в этом направлении, — подытожила министр.
Читать оригинал статьи на портале KazanFirst