Инклюзивная лаборатория «Пора-театр» – проект театра «Современник» под руководством режиссера Бориса Павловича. Весь прошлый сезон в театре проходили трёхдневные сессии: в каждой из них принимала участие труппа театра и приглашенные инклюзивные студии.
В конце октября состоялась первая сессия лаборатории в обновленном формате — «Пора-театр. Голос-звук-пространство. Инклюзион» со студентами театральной школы «Инклюзион.Тверская15» (куратор Дарья Ковальская). Участниками лаборатории стали также художники, работающие со звуком и голосом: композиторы Алина Ануфриенко и Кирилл Широков, художница перформанса, вокалистка и преподавательница Валери Борисова, художница перформанса, актриса, вокалистка и танцовщица Ню Симакиной, композиторка, саунд-дизайнер Фати Бесолти
Как говорят создатели и участники, самое главное в этой работе — создать атмосферу и среду, отличную от той, в которой все находились всего пару минут назад. Поставить поток мыслей на паузу, отвлечься от московского ритма и оказаться в совершенно новом пространстве: в точке встречи между обыденностью и магической реальностью, созданной художником.
— «Лаборатория «Пора-театра» связана со встречей. Здесь встречаются люди, которые никогда бы не встретились. Нас очень интересует ситуация включения. Какую бы мы задачу ни ставили, мы все равно все возвращаемся к диалогу и к исследованию того, насколько он возможен, — рассказывает о спектакле Борис Павлович.
Желающие включиться и «встретиться» были разделены на три группы условных чтецов, певцов и танцоров. Первая группа читала текст, вторая — голосом озвучивала свои ощущения от него, третья — выражала происходящее пластически.
Основой для структуры перформанса стали тексты Платона.
— Когда мы говорили о встрече, мы неожиданно пришли к теме государства, возможности быть вместе, — говорит Борис Павлович. — Мы вспомнили о книге «Государство» Платона, стали ее читать, пригласили специалистов, которые что-то знают про Платона. Эти размышления привели нас к теме художников, которые у Платона выходят за пределы государства, потому что это такие люди, которые портят идеальную картину государства. Мы поняли, что некая «исключенность» нас всех объединяет, так родилась идея «о возвращении художника». За основу мы взяли 10ю книгу «Государства». В перформанс все участвовали в акции нашего общего возвращения в искусство.
Степень своего участия в акции каждый мог определить сам: кто -то уходил в глубокие перформативные погружения, а кто-то лишь слегка прикасался к происходящему.
— Самое главное — слушать друг друга и слушать тот фон, который создается командой, — напутствовали группы модераторы.
Еще одним важным размышлением стала идея о том, что может привнести художник такое, чего нет у государства. Так появилась тема умения и способности делиться: «Мы художники, мы уникальны и делимся с вами тем, чего нет у вас».
Автор стихов, которые получали команды, Карина Бесолти, заметила, что вся команда прошла сложный путь, который все еще продолжается: «Самое ценное, что у нас есть, — дорога».
Следующая сессия инклюзивный лаборатории «Пора-театр» состоится в январе, в Театре «Современник».