4 декабря Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» провел панельную дискуссию на тему «Культура в «цифре» — новые возможности для повышения доступности» с участием профильных экспертов. Мероприятие прошло в рамках Международного форума гражданского участия #МЫВМЕСТЕ.
Период пандемии показал, что цифровизация — это важнейшая задача государственной культурной политики в сфере развития креативных индустрий. На волне современных процессов, связанных в том числе и с ограничениями, стоит говорить о значительном приросте целевой аудитории, ориентированной в основном на мультимедийный формат восприятия информации.
Владимир Плехов, заместитель руководителя программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство наука и спорт» отметил, что интеграция культуры в «цифру» дает возможность вовлечь в социокультурные процессы различные категории граждан. Речь, в первую очередь, идет о людях с ограничениями по здоровью, однако в 2020 году в период длительной повсеместной изоляции все общество на какой-то период стало маломобильными. «Мы не могли ходить в музеи, театры или на выставки. Все взаимодействие с внешним миром происходило через экран смартфона или компьютера. И, то, что на запущенные культурными институциями онлайн-проекты был большой отклик – ярко отражает запрос общества», — прокомментировал Владимир.
По мнению Ольги Чистановой, исполнительного директора Международного совета музеев (ИКОМ России).
музейное сообщество неплохо показало себя в диджитал пространстве в условиях пандемии. «Необходимо было экстренно искать новые форматы взаимодействия с обществом. Были запущены различные тематические онлайн проекты, которые функционируют и пользуются спросом и сейчас, когда музеи открылись для очного посещения».
Однако отработанной системы работы культурных институций в этом направлении еще нет. Для того, чтобы проанализировать ситуацию изнутри ИКОМ России провел исследование совместно с ассоциацией электронных коммуникаций, Высшей школой экономики и Microsoft, которое показало, что музеи согласны и готовы внедрять IT, но у сотрудников не хватает компетенций. Для этого был создан проект «Школа цифрового развития музеев», ориентированный на профессиональное развитие музейных специалистов по использованию цифровых технологий.
Возвращаясь к теме инклюзии, директор Центра реализации творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх рассказала каким образом преодолевается социальная и культурная изоляция инклюзионовцев. Основное направление работы организации — создание профессиональных инклюзивных и социальных спектаклей, участие в которых принимают не только люди с ограничениями по здоровью, но и бездомные, а также дети из трудных семей. Кроме того, центр работает над созданием системы инклюзивного театрального образования, открывая школы для актеров в разных городах России и инициируя паблик-токи, онлайн-проекты, дискуссии и фестивали на тему социокультурной инклюзии. Среди таких проектов в том числе совместный с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» ежегодный форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд».
Еще один участник дискуссии Анатолий Попко, учредитель АНО «Центр развития доступности «Инклюзивные информационные технологии», рассказал о таком документе, как ГОСТ по доступности цифрового контента,разработкой которого он занимался вместе с командой специалистов.
«По ведомственному приказу стандарт обязателен к применению у разработчиков, сайтов программ и приложений. В самом документе расшифровано, какими именно должны быть продукты, чтобы считаться доступными для незрячих людей. Например, там указано, что все графические элементы на странице должны иметь текстовое пояснение. Разработчик может проверить себя: если текстовое пояснение есть, значит, конкретный пункт выполнен», — рассказал Попко.
Эксперты также отметили, что внедрение цифровых технологий идет в России повсеместно: и в госсекторе, и в бизнесе, и в НКО. Об этом говорят документы, разрабатываемые правительством. В 2018 году — национальный проект «Цифровая экономика». В 2019 году — нацпроект «Культура», включающий в себя три направления: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».
«Цифра с нами давно. Может быть, в России это не так ощущается, но в мире эти процессы уже давно запущены. И если мы сейчас не сможем вскочить в этот поезд, то окажемся в числе сильно отстающих», — прокомментировал Николай Троцкий, директор по коммуникациям Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Он также отметил, что сейчас в период цифровой экономики многие процессы ускорились, что в том числе стало причиной появления новых барьеров: «Буквально недавно мы решали проблему физической доступности на площадки культурных институций. Наш Фонд дает возможность людям в регионах приобщиться к искусству, привозя экспозиции известных Российских музеев, театральных и музыкальных коллективов. А сейчас мы говорим уже про культуру в виртуальной реальности, в то время как в области основное благо цифровизации — это продажа билетов онлайн».
Напомним, Благотворительный фонд Алишера Усманова “Искусство, наука и спорт” в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения “Особый взгляд” с 2013 года занимается комплексным развитием инклюзии и доступной среды, в том числе в области культуры и искусства. Так, Фонд системно развивает тифлокомментирование в театрах и кино, выдает гранты на создание тактильных моделей для музеев, занимается работой по изменениям в законодательстве для укрепления ценностей инклюзии и доступной среды в учреждениях культуры. Благодаря этой работе у людей с инвалидностью по зрению появляется возможность проведения совместного досуга с родными и близкими.
Читать оригинал статьи на портале Филантроп