Директор по развитию АНО «Центр творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх о том, как появилась орская школа.
Театральная школа в городе Орске открылась в марте 2020 года и стала для Центра «Инклюзион» новой точкой отсчета в региональном развитии. Именно с Орска начался наш путь из театральных столиц, городов-миллионников с богатой культурной жизнью, развитой инфраструктурой, продвинутой зрительской аудиторией в небольшие, отдаленные города, где с социальным театром мало кто знаком, где есть потребность в качественных социокультурных проектах и доступной среде в учреждениях культуры.
А еще школа в Орске стала и для нас, сотрудников «Инклюзиона», и для наших коллег из других театральных проектов прекрасной иллюстрацией того, как можно выстраивать эффективные партнерские отношения, как общая цель может объединять людей с совершенно разным культурным и мировоззренческим бэкграундом и взглядами.
Идея проекта родилась в ноябре 2019 года в подмосковной Истре. Там, на региональном слете активистов, который проводил фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» (учредитель «Инклюзиона»), ко мне подошла Елена Марченко, сотрудница Центра социального обслуживания населения из города Орска, и предложила открыть «Инклюзион.Школу» в их городе. Признаюсь, что в первый момент эта идея мне показалась неосуществимой. Все наши действующие на тот момент школы работали в больших городах, их кураторами и движущей силой были люди театра, причем театра современного, активного, ищущего. Елена Марченко к театру никакого отношения не имела. Но зато Елена имела огромное желание сделать так, чтобы у людей с инвалидностью была возможность творческой реализации. Ее неравнодушие, организаторский талант, дар убеждения дорогого стоят.
И вот, спустя пять месяцев, 16 марта 2020 года, на сцене Орского государственного драматического театра собрались 40 жителей города, желающих стать студентами, семь артистов, служащих в театре и готовых попробовать себя в роли педагогов, Лариса Никитина, первый куратор первой московской «Инклюзион.Школы» на пробную двухдневную театральную лабораторию. Обычно на первые занятия, тренинги приходит много людей, но со временем больше половины отсеивается: кто-то не выдерживает темп, кто-то теряет интерес, и в группе остается порядка 10–12 человек.
Но орская школа и тут стала уникальной, потому что в этой школе до конца двухгодичного курса обучения дошли более 20 студентов, и нам пришлось сделать две версии отчетного спектакля, чтобы каждый из студентов сыграл свою роль и рассказал свою историю. Спектакль, кстати, стоит в репертуаре орского драмтеатра. И за это отдельное спасибо коллективу театра и особенно его директору, Алексею Заводчикову.
Орская школа открылась в то время, когда в мире началась пандемия короновируса и был объявлен локдаун.
Помню, что, проведя первые установочные тренинги в Орске, мы с Ларисой Никитиной и Дмитрием Деткиным, директором АНО «Центр творческих проектов «Инклюзион», ехали по бескрайней заснеженной степи из Орска в Оренбург, чтобы оттуда вылететь в Москву, делились впечатлениями от встречи с новыми студентами и преподавателями, каждые пять минут обрабатывали антисептиком руки и еще не знали, что всем нам придется учиться жить и работать в новых условиях. И только-только открывшемуся орскому «Инклюзиону» тоже. Он, кстати, отлично справился не только с ковидом, но и со всеми дальнейшими сложностями, вырос, обрел самостоятельность и независимость и стал местом притяжения уже для второй группы студентов-орчан.
Также очень выросли и педагоги школы, талантливые и думающие артисты орского драмтеатра. Сейчас они уже могут делиться собственными наработками, методиками, опытом о том, как работать с непрофессионалами на сцене, как выстраивать коммуникации и занятия в группе так, чтобы каждый ее участник был включен в общий процесс и при этом оставался сам собой. Образовательные программы педагогов включены в это пособие, и я уверена, что они будут интересны и полезны большому кругу специалистов.