Какие форматы сотрудничества возможны, зачем это НКО и о чем стоит помнить, предлагая совместный проект музею.
Вариант 1. Совместные выставки и мероприятия
Это один из самых распространенных форматов сотрудничества.
Еврейский музей и центр толерантности регулярно сотрудничает с некоммерческими организациями.
«Мы перешли от единичных мероприятий с НКО к широкому и продолжительному обсуждению разных социальных проблем. Например, у нас был проект с “Ночлежкой”: выставка “Чувство дома” и образовательная программа про бездомность», – говорит Екатерина Селезнева, куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности.
Специалисты НКО принимают участие в дискуссиях, обсуждении фильмов, презентациях книг. С фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» музей открыл киноклуб.
В начале марта в музее откроется выставка об истории бухарских евреев. В эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел, а с середины XIX века — в развитии международной торговли между Россией и странами Востока. Главная тема выставки — феномен сохранения собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур других народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев.
В масштабном проекте Еврейского музея и Музея истории евреев в России участвует фонд Silsila, помогающий женщинам — мигрантам, беженцам, представительницам восточных культур в России: он готовит проект, посвященный миграции.
Для НКО такие коллаборации – это возможность выйти на новую аудиторию и получить площадку для дискуссий. Можно прийти с готовой идеей или общими представлениями о будущем проекте, в музее помогут подобрать наиболее удачный формат.
Иногда музей сам обращается к некоммерческим организациям — экспертам в своей области.
«Мы открыты к предложениям со стороны НКО, но для нас важно, чтобы их идеи совпадали с нашими ценностями и интересами. Мы не организуем события, с которыми мы не полностью согласны», – объясняет Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея.
Вариант 2. Оценка доступности среды
РООИ «Перспектива» регулярно проводит аудит доступной среды. Команда экспертов, в которую входят люди с разными формами инвалидности и архитекторы, приезжают на место и проверяют, насколько здание и прилегающая территория приспособлены для людей с особыми потребностями.
Специалисты изучают и само помещение, и маршрутную карту: как добраться на общественном транспорте, есть ли парковочные места и т.д.
Аудит доступности среды заказывают компании и учреждения. В 2021 году команда «Перспективы» проверила пять зданий Третьяковской галереи: доступность главного корпуса, Новой Третьяковки, Инженерного корпуса, музея-квартиры Аполлинария Васнецова и дома-музея Виктора Васнецова.
По итогам аудита команда готовит отчет: что и как можно улучшить.
«Мы работаем как с реализованными проектами, так и с проектной документацией. Мы можем посмотреть и дать рекомендации, прежде чем начнется строительство. Так было с новым зданием музея “Гараж”», – говорит Екатерина Фаевцева, руководитель отдела универсального дизайна «Перспективы».
Также «Перспектива» организует вместе с музеями встречи, экскурсии и дискуссии. Для студентов архитектурных вузов организация проводила квест в Музее современного искусства «Гараж»: участники осматривали экспозицию на коляске или с закрытыми глазами, чтобы понять, что чувствуют посетители с инвалидностью.
Обычно с предложением о сотрудничестве приходят сами музеи. При этом можно попросить полный аудит доступности среды или рекомендации, как адаптировать пространство для конкретной категории посетителей.
«Если музей хочет, чтобы у него был паспорт доступности, он должен обеспечить доступность для всех. А если есть просто желание потихоньку улучшать свое пространство, мы поможем адаптировать его для конкретных категорий», – продолжает Екатерина Фаевцева.
Вариант 3. Спектакли в музеях
«Инклюзион» сотрудничает с музеями с момента создания центра. В Москве у него были совместное проекты с Пушкинским музеем, Музеем русского импрессионизма, Государственным историческим музеем, Музеем истории ГУЛАГа. В других городах с музеями работают девять региональных театральных «Инклюзион.Школ».
«Инклюзион» давно сотрудничает с Государственным музеем — культурным центром «Интеграция» имени Н.А. Островского. Музей-центр специализируется на поддержке людей с инвалидностью.
Основной формат коллабораций для центра – спектакли в музеях. В 2020 году состоялась премьера спектакля «Здесь больше, чем просто селедка». Его показывали в Центре имени Всеволода Мейерхольда почти два года, и каждый раз он собирал полные залы.
Этот спектакль — современное переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы»/ «Мир вверх тормашками». Картина передает значение более чем 100 старинных нидерландских пословиц и поговорок. В постановке приняли участие незрячие и слепоглухие актеры. Для них инклюзивный отдел Пушкинского музея провел цикл лекций и экскурсий с тифлокомментированием о творчестве Брейгеля.
«Премьера спектакля прошла сразу на двух площадках: в Центре имени Мейерхольда и Пушкинском музее. Получился интересный эффект: зрители и критики отмечали, что спектакль выглядел совершенно по-разному – на театральной сцене ЦИМа и в интерьерах ГМИИ имени А.С. Пушкина», – говорит Ирина Шульга, PR-менеджер центра «Инклюзион».
Еще один формат сотрудничества – театральные лаборатории. В 2022 году «Инклюзион» проводил проект «Театр горожан: Инклюзион в Манеже»: люди с инвалидностью и без вместе готовили документальный спектакль и пытались создать модель города, в котором есть место каждому.
Инициаторами коллабораций иногда выступает «Инклюзион» (как в случае с постановкой «Здесь больше, чем просто селедка»), а иногда – сами музеи (провести «Театр горожан» предложили коллеги из Манежа).
«Мы занимаемся театральными постановками с людьми с инвалидностью, а спектакль, перформанс или даже этюд – это всегда зрелищное и яркое событие, которое интересно аудитории, поэтому музеи охотно включают такие события в свою программу», – отмечает Ирина Шульга.
Как заинтересовать друг друга?
«Музеи, как и любые другие институции, хотят видеть у себя в стенах интересные мероприятия. Схема простая: вы приходите с классной идеей к команде музея, обсуждаете и, если вы совпали по ценностям и подходу, начинаете вместе думать, какие ресурсы потребуются и где их взять», – говорит Ирина Шульга.
Еврейский музей и центр толерантности подготовил несколько советов для НКО, которые хотят сотрудничать с музеями.
- Подумать, почему НКО хочет сотрудничать с конкретным музеем. Проект должен соответствовать целям и ценностям потенциального партнера.
- Подумать, что хотелось бы получить от музея как от партнера. Прописать это максимально подробно.
- Подумать, чем это сотрудничество может быть полезно для музея.
- Написать музею, рассказать о проекте и о том, что решили по первым трем пунктам.
«В любом случае основной ресурс – это люди, их желание и возможность что-то делать вместе. Основной момент здесь – открытость и готовность прислушиваться к интересам партнера. И, конечно, идеи», – подчеркивает Ирина Шульга.
Кроме того, нужно понимать, что в совместных проектах иногда приходится отходить от первоначальной концепции и искать компромиссы, если об этом просит вторая сторона. НКО должны быть готовы к тому, что партнеру может понадобиться больше времени на согласование, документооборот и организацию процессов. В свою очередь музеям надо учитывать специфику и ограничения НКО.
Читать оригинал статьи на портале Агентство социальной информации