Сегодня, 23 октября, а также 29 октября, в московском Музее истории ГУЛАГа пройдут показы спектакля Дарьи Ковальской «Свидетельствуя за свидетеля. Как пропеть пустоту». Постановка — результат работы инклюзивной театральной лаборатории «Собиратели опыта».
Лаборатория «Собиратели опыта» проходила в Музее истории ГУЛАГа с марта по октябрь 2022 года. За полгода работы выпускники инклюзивной театральной школы «Инклюзион. Тверская15» вместе с сотрудниками музея изучили множество документов — писем, дневников, свидетельств очевидцев и их родственников, — чтобы разобраться в истории репрессий и найти ответ на вопрос, «как восстановить прерванную память о событиях 1930-х — 1950-х годов и связь с не до конца признанным прошлым в эпоху постпамяти».
Основанный на собранных Музеем истории ГУЛАГа материалах спектакль, в соответствии с выбранным названием, предлагает зрителям не столько анализ, сколько возможность совместного проживания чужого опыта. В описании премьеры говорится: «В постановке нет линейной истории и последовательного нарратива — только множество голосов, судеб, сплетённых воедино. Вовремя не рассказанные и никем не услышанные истории звучат, накладываются друг на друга, перебивают друг друга. Под звуки колыбельной номера, цифры, свидетельства, дневниковые записи сливаются в единый мотив коллективного плача. Спектакль предлагает не трансляцию смысла, а проживание исторической травмы через опыт соприсутствия людей на сцене и в зале. Мы по-прежнему не знаем, как говорить о произошедшем тогда друг с другом, но имеем право на совместную память сегодня».
В постановочную команду вошли режиссёр Дарья Ковальская, композитор Алина Ануфриенко и художник-постановщик Мария Дементьева. Над спектаклем работали участники лаборатории «Собиратели опыта» Мария Краснова, Илья Кивгаев, Сергей Парахин, Анна Романова и Василий Платонов, сотрудники Музея истории ГУЛАГа Татьяна Полянская, Илья Удовенко, Анастасия Катаева и Виталий Колтыгин, а также кураторы проекта от Музея истории ГУЛАГа — Мария Бронская и Диана Муравьёва.
Дарья Ковальская — театральный исследователь, режиссёр, театральный педагог. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа и Институт современного искусства и теории «База». Куратор театральной лаборатории «Собиратели опыта» в Музее истории ГУЛАГа и лаборатории «Театр горожан: Инклюзион в Манеже». В числе режиссёрских работ — «Ода странным» (ДК «Рассвет», Москва), «Червячная передача» (галерея «Беляево», Москва), «Спектакль, который будет» (PostPlayТеатр, Киев).
Инклюзивная театральная лаборатория «Собиратели опыта» — совместный проект Музея истории ГУЛАГа и Центра «Инклюзион», реализованный при поддержке благотворительного фонда «Свет».
Оба показа будут сопровождаться переводом на русский жестовый язык и тифлокомментированием.
Вход на показы спектакля «Свидетельствуя за свидетеля. Как пропеть пустоту» бесплатный, по предварительной регистрации.
На фото — моменты репетиций спектакля «Свидетельствуя за свидетеля. Как пропеть пустоту» © соцсети Музея истории ГУЛАГа
Читать оригинал статьи на портале Журнал Театр.