30 июня в Еврейском музее и Центре толерантности прошёл итоговый показ инклюзивной театральной лаборатории «ШАГАЛ», организованной Московской молодёжной Инклюзион.Школой и Еврейским музеем. 

Лаборатория, посвященная творчеству Марка Шагала — одного из самых ярких представителей искусства XX века, — прошла с 17 по 30 июня. Участники лаборатории, студенты  Молодежной театральной «Инклюзион.Школы» и выбранные в результате опен-колла жители Москвы и Санкт-Петербурга, исследовали жизнь и творчество художника через цвет, свет, музыку, танец, цирковое и театральное искусство. 

Кураторами лаборатории выступили  Лана Опаленик, режиссёр, актриса, куратор Молодежной театральной «Инклюзион.Школы» и Аюна Мархаева, искусствовед, куратор отдела инклюзивных практик музея. В показе приняли участие 19 человек от 16 до 30 лет — среди них выпускники Школы, а также те, кто захотел подключиться к лаборатории на этапе опен-колла. “Участники были разными:  среди них были люди, которые занимаются театром, студенты театральных вузов, были ребята, которые занимаются перформансами, уже имеют опыт постановок и ребята, которые не имели такого опыта, но очень хотели его получить”, — рассказывает со-куратор лаборатории Лана Опаленик.  

 

Фото: Анастасия Чистякова

Лаборатория состояла из отдельных практик в четырёх направлениях, которые Шагал обозначил в одной из своих монументальных работ: Танец, Музыка, Литература, Драма. Участники лаборатории посетили в Еврейском музее выставку-путешествие  «В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу», основанная на книге Марка Шагала «Моя жизнь» и узнали детали его жизни на специально организованной лекции, разрисовывали десятиметровое полотно и изучали процесс изготовления линогравюры, работали с текстами (которые стали основой для финального показа), пластикой, вокалом и занимались актёрским мастерством. Два дня посвятили занятию цирковым искусством — цирк, как и театр, занимал Шагала на протяжении его жизни. 

 

«Открывшиеся выставка, посвященная Марку Шагалу, дала нам ценную возможность исследовать жизнь и творчество художника. Музей стал местом объединения и встреч для участников лаборатории, — говорит Аюна Мархаева, — Было увлекательно погружаться в искусство Марка Шагала, которое не подчиняется принципам обыденной логики, с его парящими людьми, циркачами и розовыми коровами. Так мы сами обретали свободу и смелость»

 

Фото: Дмитрий Лобачёв

“Мы ориентировались на юность, на молодые годы Марка Шагала, становление его как художника.  Для нас это был период таких детских мечтаний, какой-то радости, смелости, открытого мира перед тобой, смелых решений, уверенности, что тебе подвластно всё. Мы исследовали не только картины, но и жизненный путь — первую любовь, взаимоотношения с родителями, его путь из Витебска до Парижа, от первых шагов до его становления как художника, рассказывает Лана Опаленик, — Мы исследовали себя, друг-друга, понятие “художник” и как оно применимо к каждому из нас, свои впечатление о Марке, и о его работах”. 

 

Финалом работы стал театрализованное представление, составленное из практик и идей,  которые придумали сами участники лаборатории. Сначала зритель проходил через интерактивную ярмарку — с коровами, летающими домиками, с продавцом рыбы и прочими аллюзиями на работы Шагала. Затем начиналась зона Парижа — это тоже была ярмарка, с фокусниками, музыкой, срисованных в большом размере с картин Шагала деталей и персонажей. После этого погружения в атмосферу цвета, света и звука, зрители попадали на сам показ. В него вошли пластические работы, цирковые элементы, вокальные элементы, тексты — как сочинённые самими ребятами в ходе лаборатории, так и цитаты художника. 

 

Фото: Анастасия Чистякова

“Мы хотели создать атмосферу праздника, витебской ярмарки, эклектики, лёгкости, света и наивности. Места, где может быть всё  — как на картинах Шагала.  И в его знаменитом “Полёте” и в других работах художник так или иначе поднимается, парит над реальностью, — считает Лана Опаленик, — Несмотря на его непростую судьбу (художник пережил эмиграцию, несколько войн, смерть любимой женщины) это ощущение полёта сохраняется во всех его работах и становится ещё более ценным. Этой лёгкостью, светом, теплом мы переполнились сами и очень хотели поделиться со зрителями. Надеемся, это получилось”. 

 

“Июнь стоял под солнцем, дождями и грозами целых 30 дней и играл цветными стёклышками, порою щедро одаривал: имбирными печеньями с молоком, программками японского кино, футбольными победами, любовью, неожиданными встречами и разговорами. — участники и зрители лаборатории рассказывают о своём опыте. 

 

«Центр «Инклюзион» и Московская молодёжная Инклюзион.Школа благодарят Еврейский музей и Центр толерантности за большую и продуктивную совместную работу и поддержку всех наших начинаний! 

Рубрики: Новости

Размер шрифта