И теперь готовит сценический эскиз спектакля «Маленький принц»
Курганской театральной школе «Инклюзион», в которой занимаются совершеннолетние люди с ограничениями здоровья, исполнился один год. Участники проекта оттачивают актерское мастерство, развивают пластику, музыкальность и слух, совершенствуют сценическую речь, изучают основы сценарного искусства и многое другое. Почти каждое занятие, а проходят они дважды в неделю, описано в дневнике Лили – 18-летней девушки с ДЦП, у которой, кстати говоря, прекрасное чувство юмора.
Из поста от 27 февраля 2021 года: «Мы разогревали наши суставы горячим дыханием, представляя, что у нас внутри угли, но я пошла дальше, по крайней мере, в своем воображении. Есть такой фильм «Остров», где монах был кочегаром. Вот и я нарядила себя в черные одежды и легла на эти тлеющие угли».
Мама Лили – Лилия Гладкова – рассказала КиК о дочери: «Она сидит в кресле, руки не работают, но очень хорошо работает голова и фантазия. У нас уже исписано несколько ежедневников. Она надиктовывает, а я записываю. Если орфографические ошибки, то это мои. А если стилистические, то это ее».
На занятиях Лилю сопровождает ее папа – Максим Гладков, от которого и передалось по наследству умение подмечать все комичное. Запись от 14 декабря 2021 года: «Просто очень хотелось, чтобы руководитель сама угадала, какая это эмоция. Папа сложил руки на груди и улыбнулся, глядя вверх. «Ну, и что это?» «Блаженство!» «А я думала, что вы «умирать» собрались».
На том же занятии участникам «Инклюзиона» читали «Маленького принца» (0+). Лиля приводит цитату из повести-сказки и комментирует ее: «Это тело очень хрупкое. Но я понимаю, что это всего лишь оболочка. Самого главного глазами не увидишь…» Эта фраза очень отозвалась во мне, потому что она была буквально моя. Я очень часто слышу ее в отношении себя».
«Маленького принца» в инклюзивной театральной школе читали неспроста. «Инклюзион» выиграл президентский грант (2,99 млн рублей) на создание сценического эскиза спектакля по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери (0+). Проект нужно реализовать до 31 января 2023 года.
Максим Гладков признался: «Мы даже не спрашиваем, дадут ли нам какие-то роли. Нам это неважно. На день рождения «Инклюзиона» мы сами поставили этюд. Я их подбиваю: давайте и дальше придумывать, расти, что-то пробовать. Чем больше попробуем, тем больше получится. Мы сами рисуем эту Вселенную».
На дне рождения театральной школы 6 марта были ученики, педагоги, родственники и друзья. Смотрели видео, ели торт. Девочки пели и танцевали. Все дружно играли, стоя в кругу. Преподаватель театрального искусства Анна Лазарева предложила: «Посмотрите, пожалуйста, в глазки каждому из присутствующих. Как только заметите, что где-то через круг у вас установился контакт, примерно секунд пять, то вы можете идти к этому человеку. В центре разворачиваемся и расходимся, меняясь местами».
Неподготовленным людям было сложно. Испуганный взгляд кружил поверх голов или по полу. А для учащихся «Инклюзиона» барьеров не оказалось – практика.
Почти каждое занятие – игра в мяч. «Это у нас как ритуал, что ли, – рассказала КиК Анна Лазарева. – Первый мяч сначала проходит свою траекторию. Я должна запомнить, кто мне бросил и кому я бросила. Дальше все идет по одной и той же траектории. Мячи добавляются, игра всячески усложняется. Главное правило: за то, чтобы мой мяч был пойман, ответственна именно я. Если мой партнер не поймал мяч, я должна извиниться и бросить еще раз. В такой игре быстро налаживается коммуникация среди людей с разными нозологиями. Человек, который не видит, может подстроиться к человеку, который не слышит».
Запись в дневнике Лили от 15 октября 2021 года: «На финальной истории нам дали тему «Земля – планета непростая». Мы вспомнили одну известную песню и стали распределять роли. Мой папа стал бабочкой, а Лариса – воробышком. «Воробышек, за мной!» – веселым голосом подзывала бабочка свою верную смерть. Настя хохотала так, что упала на стол, за которым сидела. «Он ее, голубушку», – продолжала сквозь слезы она. «Ням-ням-ням-ням!» – подхватывала Марина, изображая руками большой рот, который вовсе не был похож на клювик, а скорее на пасть крокодила».
Раньше педагоги четко следили за тем, чтобы рядом с инвалидом был волонтер. «Сейчас они для нас как один общий коллектив, уже без разницы – волонтер это или человек с особенностями здоровья», – заметила Анна Лазарева.
Из дневника Лили (24 мая 2021 года): «Привет, подружка! Я опять пришла тебе рассказать, как прошло занятие в «Инклюзион.Школа.Курган». Оно было сложным для меня. Но если не будет трудностей, то не будет и баланса в нашей жизни. <…> Что меня удивляет в участниках нашей школы: как бы мы ни выступали, все равно говорят «молодцы». Вот и Оля мне так же сказала: «Ты – молодец!» И эти слова были, пожалуй, самыми дорогими за занятие». Запись от 7 декабря 2021 года: «И скажу тебе, что это был первый случай, когда мне не стыдно было показывать свои слезы, потому что эти строки очень сильно и глубоко меня зацепили, а в нашей школе можно и нужно быть самим собой».
Школу «Инклюзион» сложно представить без руководителя проекта Оксаны Кириевской. Лиля в своем дневнике поделилась впечатлениями о дне рождения «Инклюзиона» (пост от 10 марта 2022 года): «Когда же наша группа поклонилась, я ожидала всего чего угодно, но только не того, что произошло. Оксана вытирала слезы, она вышла что-то говорить и не смогла. Мы все побежали ее обнимать. <…> Я уверена в том, что «Инклюзион.Школа.Курган» – это такое большое, теплое, душевное место, которое примет под свое крыло каждого».
СПРАВКА
Инклюзивная театральная школа «Инклюзион» была открыта в Кургане в феврале 2021 года. Организаторами являются региональное управление культуры, Центр творческих проектов «Инклюзион» (Москва), областная общественная организация спортивно-реабилитационного клуба инвалидов «Ахиллес». Занятия проходят в Курганском Доме молодежи.
Читать оригинал статьи на портале Газета Курган и курганцы