В конце июня в орском драмтеатре прошла инклюзивная театральная лаборатория, организованная Инклюзион.Школа.Орск совместно с театром. В рамках двухдневной лаборатории состоялись показы двух версий спектакля «Настоящие истории фей и других волшебных существ», отдельный день был посвящен проектам, которые придумала команда школы. Приглашенным экспертом лаборатории стала театральный критик Кристина Матвиенко.
Мы попросили Кристину записать свои впечатления от спектакле «Настоящие истории фей». Спектакль поставлен в 2021 году режиссером Полиной Стружковой и уже год входит в репертуар Орского государственного драмтеатра.
«Круглая «поляна» сцены застелена мягким ковром лесной травы и отгорожена от зрительного зала экраном с тенями таинственных растений. Зрители – а их человек сорок – сидят прямо на сцене, в двух шагах от поворотного круга, в какой-то момент двинувшего всю эту сказочную красоту вместе с ее обитателями с неподвижной точки. Оказавшись в прямо противоположной обычному положению в зале, ты автоматически перемещаешься в мир ирреальный, волшебный, но и очень близкий – ровно так происходит и в самом сюжете спектакля Полины Стружковой, затеявшей его с участниками Орского «Инклюзиона» и актеров драматического театра.
Проводниками в мир фей – а спектакль маркируется как детский, так что ожидание чудес неизбежно – оказываются как раз нормотипические актеры, которые уже в фойе начинают игру-разговор со своими гостями-зрителями. Дав коротко «рамку» (в основе драматургической конструкции – история о том, как люди наобижали лесных фей, те ушли подальше, а теперь без них скучно и вообще все не то), тебя уводят по узкому коридору в карман сцены и на саму сцену, где по всей ширине стоят длинные скамьи в два ряда. Рассевшись, обнаруживаете себя в миллиметре от игровой зоны, покрытой мягким «травяным» ковром, как будто сшитом из разных кусочков. Но залитое мягким таинственным светом пространством одновременно и отдельное – когда на него выйдут актеры «Инклюзиона» и начнут рассказывать и разыгрывать свои истории, эта отдельность станет очевидной.
Драматург Екатерина Тимофеева и несколько актеров драмтеатра (они же и педагоги «Инклюзиона», энтузиастски, очень профессионально и ответственно ведущих работу с людьми с особенностями здоровья) сделали следующее: поговорив с ребятами, «достали» из каждого историю, которую наложили на фактуру английских и ирландских сказок и получили очень интересный спецэффект свечения одного сквозь другого. То, что в личной жизни каждого из участников «Инклюзиона» носило травматичный характер – оскорбления, полученные в детстве, открытие, совершенное по мере взросления («со мной что-то не так»), встреча с жестокостью тех, кто хочет обмануть «простодушного», – скрестилось с причудливым и милым характером историй Merry England, питавших, между прочим, Шекспира в его волшебных комедиях. Феи, волшебные существа, нелепые старушки, смешное и трогательное в одном флаконе – вот в какой мир переносят Полина Стружкова и Екатерина Тимофеева своих героев. И оказывается, что сама жизнь выталкивает их туда, в мир, где отсутствуют жесткие понятия, нет нормы как того, на что всем нужно равняться, и нет страха быть другим.
Каждому из героев придуман свой «выход», свой бенефис, но эти «бусы» связаны прочной нитью коллективной игры, баловства, хореографией собственной телесности, которая связывает одного с другим и позволяет разглядеть такие разные и удивительные в своей непохожести тела. Все «особенное» здесь является материалом для сценической фактуры – очень красивой в своей естественной грации и разнообразии. Но оно же – корень, из которого растет сочинительский драйв режиссера, как будто инспирированный встречей с этой природой и вступающей с ней в подлинно сотворческий контакт.
Очарование «Фей» построено на бликующем контрасте между грустной реальностью, на которую прозрачно намекают истории ребят, и волшебством поэтического взгляда на жизнь, дарящего и тебе, и тем, кто на сцене, призрачную иллюзию. Но что как не реальность эта театральная практика, позволяющая играть так, как тебе хочется, на глазах у других, сидящих на жестких низеньких скамьях и восхищенных правдивостью и красотой «настоящих историй фей»? Свобода быть собой в рамке спектакля дает совсем не призрачный эффект – он реален, как всякая естественность, не боящаяся своей инаковости, потому что в природе нет нормы.