Корреспондент АСИ сходил на инклюзивный спектакль «Гроза — среда обитания» и узнал, почему в нем две Катерины.
Спектакль «Гроза – среда обитания» по пьесе А. Н. Островского «Инклюзион» впервые представили 7 мая 2018 года, режиссером-постановщиком выступил Михаил Фейгин. В апреле спектакль снова показали в Москве, на сцене Малого театра, на Международном театральном фестивале «Островский в доме Островского».
«Гроза» стала отчетной работой выпускников московской школы «Инклюзион».
О чем спектакль
Действие «Грозы» происходит в небольшом провинциальном городе Калинове на Волге. Чуткая и ранимая Катерина выходит замуж и попадает в семью Кабановых, в которой всем заправляет ее свекровь – грубая Кабаниха. Свекровь постоянно оскорбляет невестку и от сына Тихона требует того же. А безвольный Тихон не в состоянии защитить жену.
Тем временем Катерина влюбляется в Бориса Григорьевича, племянника известного в городе купца, и начинает с ним встречаться, но не хочет обманывать мужа. Во время грозы она во всем сознается семье мужа. Тихон готов простить ее, но Кабаниха настроена решительно. Устав от бесконечных душевных терзаний, Катерина отправляется на берег Волги и бросается в воду.
Что нового
«Это не строго Островский, поэтому мы заранее попросили у Александра Николаевича прощения, – шутит Фейгин. – Это неожиданный взгляд на “Грозу”».
В спектакле «Инклюзиона» актеры чередуют русский и русский жестовый язык, а главных героев становится четверо: две Катерины и два Бориса Григорьевича. Одна пара говорит, а вторая — нет.
Михаил Фейгин свою идею объяснил так: «В первую очередь это было сделано для удобства и для зрителя универсального. Одна из зрительниц как-то предположила, что у них раздвоение личности. Уверяю вас, раздвоения личности там нет, но вот так она увидела. Катерина просто говорит сама с собой. Все мы частенько разговариваем сами с собой».
«Решение «Грозы» как не бытового музыкально-пластического столкновения мира говорящих и не говорящих, слышащих друг друга и не слышащих; мира видимого, слышимого и невидимого, сознательного и подсознательного — это задача важная и чрезвычайно интересная для театра».
О спектаклях «Инклюзиона»
«Гроза — среда обитания» — один из 29 спектаклей Центра творческих проектов «Инклюзион». Центр был создан в 2017 году и открыл десять театральных школ по всей России для людей с инвалидностью.
«Принцип такой: мы приглашаем ребят с инвалидностью, они занимаются два года как в настоящем театральном вузе и по программам ведущих театральных вузов. В конце двухлетнего обучения они ставят отчетный спектакль. И вот отчетным спектаклем одной из школ стала как раз “Гроза – среда обитания”», – комментирует Татьяна Медюх, директор по развитию центра «Инклюзион».
Среди актеров есть неслышащие, слабослышащие, слепоглухие, слабовидящие, поэтому на всех репетициях и в самих спектаклях участвует тифлосурдопереводчик.
«Мы развиваем зрителя и показываем, что инклюзивные спектакли могут быть качественными, могут идти в лучших театрах и что инклюзия – это норма жизни», — говорит Михаил Фейгин.
Спектакль «Гроза — среда обитания» стал победителем Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», открывал Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд», был представлен на сцене Театра наций.
«У этого спектакля счастливая судьба, в отличие от Катерины, – отметила Татьяна. – Очень часто его показывали, с этим спектаклем ездили на гастроли. И сейчас у него самостоятельная жизнь. Михаил Леонидович и труппа спектакля играют его постоянно. Ребят мы выпустили в свободное плавание, но их участие для нас очень важно и ценно».
Читать оригинал статьи на портале «АСИ»