В Московском Губернском театре завершилась работа инклюзивной лаборатории «Внимание. Театр». В ходе лаборатории были созданы и показаны три эскиза спектаклей, в которых сыграли актёры театра и приглашённые актёры с инвалидностью. Один из эскизов — «Голубое и зеленое» режиссера Ксении Кошкиной по повести Юрия Казакова будет доработан до спектакля и войдет в репертуар Губернского театра.
Проект «Внимание. Театр» — совместная работа Московского Губернского театра и Центра творческих проектов «Инклюзион» при участии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Результатом лаборатории стали три эскиза, один из которых будет доработан до спектакля и войдёт в репертуар театра.
«Миссия нашего театра, которую мы заявили еще 10 лет назад – построить театр, доступный для всех. То есть, мы доступны не только для зрителей с различными вкусами, имея в репертуаре постановки самых разных форм и жанров, но и в прямом смысле этого слова — доступны для всех зрителей без исключения. В том числе для зрителей с особенностями здоровья, — рассказывает художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков, — Мы первыми в России выступили с инициативой введения тифлокомментирования в театре, сделав наши спектакли доступными для людей с нарушениями зрения. Потом у нас появились экраны для субтитров, есть оборудование, чтобы в зал могли подняться зрители на инвалидных колясках. Поэтому проект «Внимание. Театр», который мы делаем совместно с Центром «Инклюзион» и Фондом «Со-единение» — продолжение темы «театра, доступного для всех». Это еще один серьезный шаг в этом направлении».
«Эта лаборатория для «Инклюзиона» была особенной потому, что получилось такое уравнение со всеми неизвестными, — говорит директор по развитию Центра творческих проектов «Инклюзион» Татьяна Медюх, – Обычно мы хорошо знаем актёров, с которыми готовимся ставить спектакль, приглашаем конкретного режиссёра, идёт долгая и плавная работа. В проекте «Внимание. Театр» все — и режиссёры, и актёры с инвалидностью и актёры театра — были набраны по опен-коллу. Получился такой открытый инклюзивный кастинг на все роли».
Идеи трёх режиссёров, которые стали участниками лаборатории, были выбраны экспертным советом из более чем 60-ти присланных заявок. В экспертный совет проекта вошли театральные критики Анна Иванова-Брашинская, Павел Руднев и Егор Сидорук, а также художественный руководитель театра Сергей Безруков.
«Меня интересовало, насколько режиссёры будут понимать, какую роль именно в этом драматургическом материале будут играть актёры с особенностями здоровья, — говорит Анна Иванова-Брашинская, — Чтобы не было никаких реверансов, всё не сводилось к украшательству, декоративности. В первую очередь хотелось увидеть актёров с инвалидностью в обычных сценических обстоятельствах».
На актёрский опен-колл пришло более 50 портфолио: это были профессиональные актёры с инвалидностью, люди, которые получили опыт в других театральных проектах, а также те, кто никогда не выходил на театральную сцену. Среди актёров Московского губернского театра тоже прошёл внутренний опен-колл — в эскиза сыграли те, кому понравилась идея лаборатории.
После недельной работы зрители и эксперты увидели три эскиза. Анастасия Пронина, выпускница ГИТИСа, поставила эскиз в жанре доксаунддрамы по произведению Ван Гога «Письма к брату Тео». Выпускница мастерской Женовача Ирина Васильева создала эскиз в жанре магического реализма по повести Анны Анисимовой «Музыка моего дятла». Лирическую комедию-хор по повести «Голубое и зелёное» Юрия Казакова представила Ксения Кошкина.
«Некоторые эскизы показали, что порой профессиональные драматические артисты даже уступают актёрам с особенностями здоровья по своей искренности, непосредственности. Многие из них существуют на сцене абсолютно профессионально, перевоплощаясь и веря в предлагаемые обстоятельства.
К примеру, в эскизе «Голубое и зеленое» замечательная актриса, игравшая Лилю, выглядела порой гораздо убедительнее, чем профессиональный актер, игравший рядом с ней, — рассказывает Сергей Безруков, — Возможно причина в том, что наши актеры были слишком нагружены чувством заботы, желая поддержать своего партнера, вместо того чтобы заниматься своей ролью. Но они репетировали всего 6 дней, и думаю, что со временем это напряжение уйдет».
«Это не первый мой спектакль, я довольно давно играю в разных постановках и мне есть с чем сравнивать. В этой работе я себя чувствовал таким, какой я есть, я не притворялся, был собой. Если у режиссера получается так работать, то это, как мне кажется, самое главное», — рассказывает Алексей Горелов, слепоглухой актёр эскиза «Голубое и Зеленое».
Теперь экспертному совету и организаторам предстоит выбрать один из эскизов, который будет доработан до спектакля и войдёт в репертуар театра. «Все эскизы получились интересными, трогательными, вызвали эмоциональные обсуждения после просмотра. Но нам нужно выбрать только один спектакль. И, безусловно, приходится думать о том, насколько он будет востребован зрителем, чтобы этот спектакль шел не один сезон, а долгие годы, и пользовался успехом», — говорит Сергей Безруков.
По единодушному мнению экспертов лаборатории победителем стал эскиз «Голубое и зеленое» режиссера Ксении Кошкиной. Эскиз будет доработан до спектакля и войдет в репертуар Губернского театра в этом сезоне.
Также проект «Музыка моего дятла» вне конкурса будет приглашён в состав участников БДФ питчинга, который состоится 21 ноября 2023 г.в рамках VI Большого Детского фестиваля.