Люди с разным сенсорным опытом показали инклюзивный перформанс в московском Музее криптографии

«Услышать и быть услышанным» — это финал полугода работы в музее творческой лаборатории, к которой присоединились как зрячие и слышащие, так и слепоглухие, глухие и незрячие участники.

Сцены перформанса демонстрировались сразу в нескольких залах Музея криптографии. В первом на стульях друг против друга сидели молодой человек и девушка — они общались при помощи прикосновений, потому что парень, Алексей Горелов,— слепоглухой.

Потом девушку сменяла другая. Еще одна участница танцевала у стены. Как только диалог в паре налаживался, их резким движением разъединяла танцующая у стены. Тогда стул напротив Алексея пустел, и тот опускал руки и ждал, появится ли рядом с ним кто-то еще. Постепенно из зала к нему стали выходить зрители — по очереди они садились на стул и дотрагивались до руки парня: он слегка вздрагивал, улыбался, ощупывал руку своего визави. Потом начиналось общение — без слов, через жесты, прикосновения, и все было понятно. С одним из визави Алексей изобразил следующее: опустил руку в карман, вынул ее, как будто держа в ней какой-то предмет (вероятно, фляжку), открутил несуществующую крышку, отпил и протянул несуществующую флягу напарнику. Тот принял игру и тоже «выпил». Алексей в своей части перформанса показал, что люди способны понимать друг друга независимо от степени своих различий.

Во втором зале играли этюд, связанный с движением,— несколько слепых участников, ощупывая и поддерживая друг друга, медленно двигались к двери, от двери — к лестнице, и, выстраивая живую цепь, поднимались по лестнице на второй этаж. Этот этюд демонстрировал, что людям нужна поддержка — в прямом и переносном смысле,— чтобы преодолевать любые вершины.

В третьем зале одетые в лиловые брюки и белые футболки мужчины и женщины танцевали — музыка звучала психоделическая, каждый двигался в такт своему внутреннему голосу и ритму. Они были очень похожи в своей униформе, и, хотя там были и зрячие, и незрячие, и глухие, и слепоглухие, отличить одних от других было невозможно. Любой из зрителей мог танцевать с ними, в этом была одна из задумок организаторов: случайные посетители становятся частью действия, подхваченные энергетической волной, рожденной желанием людей чувствовать и понимать друг друга.

«Полгода каждую субботу мы собирались в музее, чтобы репетировать и учиться взаимодействовать,— рассказывает куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии Никита Большаков.— Мы хотели соединить слышащих и глухих, зрячих и незрячих, чтобы они находили общий язык».

Участников было более тридцати, но не все справились — до финала дошли 24. Более половины из них — люди с инвалидностью, в том числе семь человек с различной степенью слепоглухоты.

«Мы стараемся не использовать медицинскую лексику,— продолжает Большаков.— Наша лаборатория — не про диагнозы, а про сенсорный опыт. Кто-то видит, кто-то слышит, кто-то взаимодействует с миром иначе. Для многих участников это был первый опыт работы в такой смешанной группе. Зрячие и слышащие говорили, что боятся — они никогда не сталкивались с глухими или слепоглухими, не знают жестового языка. Но хотели попробовать, и это было главным».

Сам музей, посвященный истории коммуникации и шифров, оказался удачным пространством для перформанса: каждый зал, оформленный как отдельный мир со своими кодами, интерактивными экспонатами и «зашифрованными» смыслами, словно втягивал посетителя в пространство загадки, и на фоне цифр, шифров, аппаратуры особенно живо смотрелись сцены, построенные на телесной коммуникации, касании и интуитивном взаимодействии.

Проект «Услышать и быть услышанным» Музей криптографии создал совместно с Центром творческих практик «Инклюзион» и при поддержке фонда «Свет». «Мы в фонде проводим конкурс «Без исключения» — он нацелен на развитие инклюзивных практик в культуре,— рассказала руководитель благотворительных программ фонда «Свет» Валерия Филипецкая.— И творческая лаборатория «Услышать и быть услышанным» выиграла этот конкурс. Мы хотим, чтобы музеи стали доступными для всех. Этот проект помог разрушить стереотипы: все участники — творческие, чувствующие, мыслящие. Все достойны равных условий».

Завершился вечер попыткой творческой группы построить «живое дерево» — как символ совместного действия. Но пока звучали споры и голоса, ничего не получалось. Кто-то предлагал изображать ветви, кто-то кричал, что нужны корни, все пытались перекричать друг друга, и дерево не «выстраивалось». И тогда слепоглухая участница перформанса Ирина Поволоцкая сказала: «Давайте просто сделаем это». Голос у Ирины инопланетный, а речь не похожа ни на какую другую — так звучат только люди, которые никогда не слышали себя.

И все вдруг стало на свои места — люди собрались в тесный круг и подняли руки, раскачивая ими, как ветви качаются в легкую непогоду,— и образ дерева родился.

«Пока звучала речь, люди не могли договориться, потому что каждый хотел слышать только себя,— объясняет Никита Большаков.— Но когда возникло общее желание что-то построить, то речь стала уже не так важна, понимание пришло на другом уровне». По словам куратора, люди могут чувствовать друг друга на метафизическом уровне, и для этого им вовсе не обязательна речь.

Читать оригинал статьи на портале «Журнал Weekend»

Рубрики: СМИ о нас

Размер шрифта