В творческой лаборатории "Угол" сыграли свою первую премьеру студенты казанского филиала школы "Инклюзион". Это пластический спектакль "Встречи. Фрагменты", который поставила московский хореограф Александра Рудик.
В спектакле "Встречи. Фрагменты" заняты девять артистов. У всех у них разные возможности: кто-то умеет передвигаться, лишь сидя в инвалидной коляске; кто-то ориентируется в пространстве наощупь и при помощи специальной трости; кому-то для преодоления расстояний не помешают палки для ходьбы. Они не такие, как подавляющее их большинство современников. Они — другие: им труднее жить в мире, который все еще намного удобнее для людей "стандартных" — без физических и ментальных особенностей.
Пожалуй, главная особенность спектакля "Встречи…" в том, что он становится для его участников пространством физического и психологического комфорта. Артистам, это видно, приятно быть вместе и успевать двигаться, никого не сбивая, под тяжелые ритмы электронных и фортепианных композиций группы "Outside the Box lab": рассекать, сидя на инвалидных колясках и офисных креслах на колесиках, четко по диагонали сценической площадки или кружиться на месте; стоять в углу и уверенно отбивать стопами синкопы секретных сигналов; замереть всем телом, а потом рьяно танцевать одной только шеей, приковывая внимание зрителей к своей голове; дойти из глубины сцены к первому ряду зрителей и "рвано" на протяжении всего пути жестикулировать. Нехитрая, но уникальная пластика каждого участника "Встречи" идеально транслирует смысл постановки, его сформулировала Александра Рудик: "В основе спектакля — идея коммуникации как поля, которое никогда не умрет. <…> Раскрыть это поле под силу только человеку, желающему быть и проявляться".
Желание «быть и проявляться» особенно заметно в повторяющемся несколько раз эпизоде «Гонки»: к первому ряду зрителей синхронно и с восторгом несутся по прямой два «колясочника», высоко подняв руки (как крылья!) в стороны. По силе эстетического удовольствия этот фрагмент сопоставим с лирической доминантой спектакля, когда внезапную тишину прерывает шлягер сладкоголосого Элвиса Пресли «The wonder of you», а софиты красиво высвечивают из темноты две плавно топчущиеся под эту душещипательную мелодию человеческие фигуры, кажущиеся андрогинными.
В процессе спектакля «коммуникационное поле» распространяется и на публику: артисты соединяют красными лентами выборочные места из зрительских рядов с «рабочими» точками на своей площадке; мы все из «здесь и сейчас» оказываемся опутанными нитями одной «паутины». И эти красные нити — далеко не единственное, что было, есть и будет между нами общего. Просто это общее не сразу заметно.
Спектакль Александры Рудик — бережный и к исполнителям, и к зрителям, — помогает вспомнить один из рассказов Веры Шенгелия — журналистки и попечительницы благотворительного фонда помощи людям с нарушениями развития «Жизненный путь». В одном из своих интервью Вера вспоминала историю про парня, который служил в Афганистане, женился там на местной девушке, а потом привез ее в свою родную Ростовскую область. Любопытно, что недалеко от дома, где раньше жила девушка, работал зоопарк, а там жили тигр и домашняя свинья. Девушка часто ходила в зоопарк смотреть на этих «опасных хищников». И вот в Ростовской области она вдруг видит на улице свинью, и падает от ужаса в обморок: для нее это хищник! В заключение к этой истории Шенгелая говорила, что наша боязнь Других — абсолютно того же свойства: по разным причинам они спрятаны от нас, поэтому мы их боимся. А из-за того, что мы боимся, из-за коварной фобии, они продолжают прятаться. Замкнутый круг! Но его реально разорвать. Оказывается, нужно семь минут провести рядом с Другим. Только семь минут — и ты поймешь, что рядом — живой человек, и сковывающий все на свете страх начинает исчезать, а интерес к Другому — появляться.
«Инклюзион» — региональная сеть школ инклюзивного театрального образования для людей с разными возможностями, её поддерживает Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Три года назад, когда «Инклюзион» открыли в Казани, партнером проекта сразу стала творческая лаборатория «Угол», созданная Фондом поддержки современного искусства «Живой город».
«Встречи…» казанской школы «Инклюзион» длятся почти в десять раз дольше семи минут. Этого более чем достаточно, чтобы предположить что «Другой» — это, возможно, от слова «друг»?
Статья вышла на сайте Idel. Реалии. Ссылка на материал: https://www.idelreal.org/a/30416842.html