«Отстань от себя» далеко не первый пластический спектакль в репертуаре MOÑ, но второй, где спаяны хореография и инклюзия. Предшественником можно назвать «Встречи. Фрагменты», показанный еще в «Углу» в 2020 году. Трудно не сравнивать две постановки, учитывая, что в обеих участвуют студенты театральной школы «Инклюзион» и хореограф Ильдар Алекбаев. Только теперь танцовщик и руководитель курса «Нетанцы» выступил режиссером.

Погружение в спектакль начинается с зеркала на входе. Кто-то из зрителей может его не приметить, другой (другая), наоборот, быстро поправит волосы, а будут и те, кто опустит взгляд, лишь бы не сталкиваться с отражением. То же зеркало становится одним из немногих реквизитов в премьере.

За час спектакля вы, скорее всего, испытаете самые разные эмоции, неприятные в том числе. По крайней мере, «зудящий» звук в самом начале, напоминающий расчесывание кожи, вызывает дискомфорт и раздражение. Причем на физическом уровне, а это важно, ведь премьера поднимает тему восприятия себя и окружающих через их тело, внешний вид.

Для самого режиссера «Отстань от себя» — спектакль о взаимоотношениях с телом, неуверенности в себе, об особенностях каждого из нас и принятии себя таким, какой ты есть. «Я верю, что каждое тело уникальное. Оно имеет неповторимые особенности строения, артефакты в виде родимых пятен, шрамов и прочего. Но мы часто тратим силы на то, чтобы скрыть эти „особенности“ или замаскировать, считая, что это недостатки. За каждым телом хочется наблюдать, узнать его историю», — рассказал Ильдар Алекбаев о собственном восприятии спектакля.

Кроме того, он хочет стереть границы между «ними» и «нами», между «людьми с особенностями» и «без них». «Я считаю, что все мы люди с особенностями», — отмечает хореограф-режиссер.

«Отстань от себя» — минималистичный и в то же время экспрессивный спектакль. Теплый свет от Никиты Мингазова усиливает интимность спектакля и сочетается с нюдовым бельем Кати Егоровой, Ильнура Газизуллина, Камилы Растумхановой и Эдуарда Хабибуллина. Обнажают артисты (не являются профессиональными актерами. — Прим. «Инде») не только части тела, но и свою личность через реальные истории. Самовыражение героев происходит через слова, пластику, танец.

«Я не хочу отставать от своего тела, я, наоборот, только сейчас к нему обратилась. Была я и было отдельное тело. А я так не хочу», — слова Кати Егоровой сразу бьют в цель и прошибают. Настолько велико совпадение с самоощущением всех, кто только принимает свою физическую оболочку или на пути к этому.

Интересно, что к теме телесности артисты и режиссер пришли не сразу. Они много общались друг с другом, модератором встреч выступала писательница Радмила Хакова. «На каждой встрече мы обозначали тему, которую хотим затронуть, и делились мнениями и историями. Параллельно все записывалось на диктофон. Собственно, тогда уже мы поняли, что спектакль будет в формате вербатима. Темы наших разговоров были разные: здоровье, финансы, дети. Наговорили и расшифровали порядка 120 страниц текста. На какой-то из встреч мы заговорили о телесности, и вдруг поняли, что тема у всех отзывается. Так мы пришли к идее тела», — объяснил Ильдар.

Радмила Хакова помогла редактировать разговоры артистов, превращая их в монологи. «Она задавала такие правильные вопросы, что мы все очень охотно шли на диалог… кроме Ильнура. Выудить из него информацию было тяжелее всего, поскольку он несговорчивый и стесняется, что его не поймут. Но когда мы наткнулись на его историю про свидания, то сразу поняли, что это оно», — раскрыл тонкости работы над спектаклем Ильдар Алекбаев.

Действительно, как такового монолога Ильнура Газизуллина в спектакле нет. Да и вряд ли история о свиданиях в полной мере раскрывает уникальность его тела. Но то, что рассказ об Ильнуре зачитывает одна из девушек в первом ряду, — ценный, а главное, не единственный момент взаимодействия со зрителем.

Монолог Эдуарда Хабибуллина вовсе состоит из танцевальной импровизации у зеркала и языка жестов. Сложная для восприятия, но очень эмоциональная сцена. На контрасте простой и понятной кажется история Камилы Растумхановой. Но в этом ее сила. Узнаваемость себя в рассказе девушки, предпочитающей туфлям кроссовки, очень велика, а это еще одна ниточка, связывающая артистов со зрительным залом.

Отметим, что Камила Растумханова играет по очереди с Альбиной Нугмановой, актрисой ТЮЗа имени Кариева. Истории девушек, по словам режиссера, разные и в то же время схожие.

Несмотря на то что «Отстань от себя» появился позже «Встреч. Фрагментов», начать знакомство с пластическими инклюзивными постановками лучше с него. Настолько тесная связь выстраивается за час спектакля, что ты с облегчением даже заявляешь о своем большом носе, трех почках, волосатых руках, сколиозе и смеешься вместе со всеми.

Следующие показы «Отстань от себя» — 31 мая и 1 июня. Билеты на сайте MOÑ.

Читать оригинал статьи на портале Инде

Рубрики: СМИ о нас

Размер шрифта